Сделай Сам (Огонек) 2003-03, страница 34

Сделай Сам (Огонек) 2003-03, страница 34

ные, а чёрно-белые. Если резцы острые, то фанера режется, как по маслу, особенно после того, когда появится какой-никакой опыт.

Резцы для этой цели мы делали из всего, что попадалось под руку. Но самым ходовыми были из держателей для авторучек. Я имею в виду металлические держатели, с помощью которых ручку крепят на кармане. Сомневаюсь я, что в то время на корабле осталась хоть одна ручка с подобным держателем. Отвинчиваешь такой держатель от колпачка ручки, обрезаешь у него заднюю часть, делаешь деревянную рукоятку. Перед этим переднюю часть держателя подрабатываешь треугольным надфилем, формируя на ней режущую часть нужного профиля, после чего затачиваешь резец мелкой шкуркой. Замечу, что форма передней части держателя будто специально сделана, чтобы получить из него резец для фанеры. Изготовляли резцы нескольких размеров. Если нужен широкий резец - оставляли форму кончика держателя таким, как он есть; если поуже - то молотком немного подбивали боковые плоскости. Ещё превращали в резцы половинки медицинских пинцетов или разобранных ножниц (в последнем случае резцу не требовалась рукоятка). В конце концов использовали в качестве резца обыкновенный гвоздь с расклепанным и заточенным концом.

Когда писал эти строчки, вдруг заметил на подоконнике неоконченное дочкино вязанье с оставшимся там крючком. Взял его в руки - да лучшей заготовки для резца для вырезания тонких линий не придумаешь! Немножко подточил надфилем - и прекрасный резец. И ручка круглая, пластмассовая.

Короче, проявите фантазию, оглянитесь вокруг. Загляните, например, на кухню, сколько там возможных резцов. Видел даже резец из вилки с одним оставленным зубом, заточенным соответствующим образом (только надо брать старинную вилку из твёрдого

металла). А женская косметичка? Это же просто настоящий клад для мастера. Различные щипчики, пилочки и ножнички - это все потенциальные резцы. (Вполне пригодны для изготовления резцов Побразные спицы от складных зонтиков. — Примечание редактора.)

Вырезают узор на фанере без особого нажима штрихами одинаковой глубины. Завершив работу, картинку покрывают два-три раза бесцветным мебельным лаком, дав каждому слою лака хорошо просохнуть. На обратной стороне картины, чтобы подвесить ее на стену, крепят небольшую петлю из тонкой проволоки, дополнительно наклеивая на петлю полоску картона.

Очень красиво смотрятся работы, вырезанные на торцевых срезах деревянных чурбаков (часто для получения таких срезов чурбаки распиливают под углом). Причём кору со срезов не снимают, оставляя ее в качестве декоративной рамки. Технология резания такая же. Главное здесь получить аккуратные пластины, которые нужно нарезать, конечно, не «Дружбой», а пилой -«двухручкой» или в крайнем случае на циркулярке. Напиленные срезы обязательно следует высушить, но так, чтобы они не потрескались. Для этого сушку ведут в тени, подальше от печки или батареи. Если при сушке отлетит кусок коры, то пометьте его карандашом или ручкой, а в конце работы, перед покрытием лаком, приклейте его на место. Такие отшлифованные пластины годятся для выжигания, а также для рисования акварелью, масляными красками или гуашью. Картину, выполненную на берёзовой плахе по повести А. Грина (Ассоль встречает парусник капитана Грея), выполненную масляными (художественными) красками, я видел как-то на вернисаже. Действительно, очень красиво.

Аккуратно, мастерски выполненная картина на фанере или торцевом срезе не только прекрасный подарок, но и увлекательное занятие.