005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 18

005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

дкорец ц^ря Алексея

Напротив Царицыных палат, если смотреть через Соборную площадь, находится дворец царя Алексея Михайловича. Царь со всем своим семейством подолгу живал в Саввине монастыре, где настоятелем был его духовник архимандрит Никанор. В праздники стреляли из пушек, расставленных по стенам и башням монастырским, для чего особой слободой царь поселил около монастыря стрельцов. Дворец строился в 1674—1676 годах одновременно с палатами царицы на месте деревянных братских келий. Он представлял собой протяженную одноэтажную постройку, состоящую из семи клетей с отдельными входами. В центральной парадной части были покои царя; в северной части — кухня; остальные клети предназначались для размещения царской семьи и свиты. Четыре клети имели верхний деревянный

Слева: Эти прекрасные резные входы во дворец восстановлены по старинным описаниям.

Справа: А так дворцовые входы выглядели еще недавно.

этаж, куда вели узкие лестницы, расположенные в толще стены. С южной стороны, выходящей на скат горы, во дворце было даже три этажа. Наличники окон и входы богато декорировали — каменных дел подмастерье Васько Лыко вовсю использовал при этом западноевропейские барочные мотивы. При перестройке дворца в период регентства царевны Софьи его по всей длине надстроили вторым этажом, для чего разобрали крышу и тесовые терема. Второй этаж тогда представлял собой анфиладу покоев. Внутристенные лестницы были замурованы, а для входа на второй этаж устроили несколько наружных каменных крылец, из которых особым изяществом отличалось северное парадное. Самая кардинальная перестройка случилась после пожара 1742 года — тогда второй этаж вообще был сделан заново.

ТР|1ПезН£Я, З&онннц^ и преображения господня

Когда-то одним из самых крупных зданий Сав-вино-Сторожевского монастыря было ныне неприметное здание Трапезной, расположенное при въезде в обитель со стороны северных (хозяйственных) ворот. В XVII веке оно воспринималось как чудо строительной техники, изумляя соотечественников и иноземцев.

Единый ансамбль — звонница и церкви.