008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 10

008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 10

подвижники

mm

Симфония властей — доктрина святого императора Юстиниана Великого (VI в.) о союзе Церкви и государства. По мысли императора, Церковь заботится о вечном спасении людей, а государство обязано печься об их земном благополучии. Священство и царство дарованы человечеству Богом, и земные дела должны управляться подобно небесным, согласно священным правилам, переданным апостолами и отцами Церкви. Если, с одной стороны, Церковь во всех своих частях благоустроена, а с другой, государство направляет жизнь народа к истинному благу, то возникает благодетельный для человечества союз Церкви и государства. Отклонение от нормы, когда светская власть

I вмешивается в сферу церковную или пытается управлять ею, называется цезарепапизмом; противоположным отклонением является подчинение государства церковным учреждениям с сохранением при этом лишь управительных полномочий, оно носит название папоцезаризма.

случае речь идет все-таки о родственных связях, а оба Патриарха «меж Филаретом и Никоном» ничем особо не отличились, попытаться сосредоточить власть в руках Церкви было еще возможно, чем не преминул воспользоваться Никон.

Слева: Саккос Патриарха Никона (саккос — архиерейская верхняя одежда, в духовном смысле означает вретище).

Внизу: Валдайский монастырь во имя Иверской иконы Божией Матери — одно из любимых творений Патриарха Никона.

Популярными действия Никона назвать трудно, боярство было недовольно его строгостью и настраивало царя против него. И в суде над духовенством Никон был строг на грани тирании: патриаршие стрельцы сажали в каталажки нетрезвых попов, «особые дьяки» рыскали по церквям и доносили о непорядках. Никоновы слуги становились все заносчивее.

Да и согласие меж «собинными друзьями» дало трещину: в 1656 году Алексей Михайлович заспорил с Патриархом по поводу чина освящения воды в праздник Богоявления, дав понять Святейшему, что лишь доверяет

При Патриархе Никоне была упорядочена книжная справа, и производить ее решили не лучшим образом — за образцы взяли греческие оригиналы, доверия к которым в народе не было ввиду того, что печатались «оригиналы» в Венеции и содержали, по мнению многих, «латинскую порчу». Справой дело не ограничилось — начались и изменения обрядов, опять же по греческим образцам.

В отношениях с государством первое трехлетие Никонова патриаршества явило то, что принято называть симфонией властей. Своей задачей Никон видел удержание государства в послушании Церкви, ибо Уложение с его светским Монастырским Приказом были «первыми ласточками» уже вполне ощутимых тогда цезарепапист-ских тенденций, приведших при Петре к устранению патриаршества и замене его Синодом.

ему ведение церковных дел, хозяином считая себя.

В конце концов случилось то, чего Никон не мог оставить неотвеченным, — в начале июля 1658 года царский окольничий Хитрово в пылу спора ударил по лбу палкой князя Дмитрия Мещерского, человека Никона. Оба занимались подготовкой встречи грузинского царевича. Вместо того чтобы разобрать конфликт немедля, царь его вовсе не заметил, даже наоборот: в ближайший же праздничный выход не явился на утреню, через посланца известив Патриарха, что гневается и велит не ждать к литургии. Жест явно нарушал договоренность о полном послушании. Царь продемонстрировал, что, напротив, Церковь должна быть ему послушна. Вынести этого Никон не мог. С этого момента и начался его исповеднический подвиг.

На литургии Никон не стал открывать царских врат, а сразу по завер-