008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 8

008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 8

штдйший «тт пр^тиборвчий»

Другого человека, оставившего бы столь же противоречивый и неоднозначный след, как Патриарх Никон, в русской церковной истории до XX века не было. До сих пор не вполне ясны мотивы и результаты многих его деяний.

■""Шудущий Патриарх I (в миру Никита Минов) П| родился в мае 1605 года Ub крестьянской семье села Вельдеманова Княги-нинского уезда на Нижего-родчине. Детство было тяжелым, лихая мачеха била ребенка, морила голодом, однажды столкнула в подвал. А раз, когда он по ветхости своих одежд спал в остывающей печи, заложила дровами и запалила. Проснувшийся Никитка решил, что горит в аду.

Уже в детстве был заметен интерес его к духовным знаниям, и тогда уже мальчик хотел посвятить свою жизнь иноческому служению. Освоив чтение у местного грамотея, 12-летний отрок ушел в Макариев Желтоводский монастырь. Послушник читал Писание и пел на клиросе. А однажды татарин-прори-цатель, приютивший его с друзьями в дальней прогулке, напророчил, что быть Никите «государем великим царству Российскому» (о чем любили сообщать потом старообрядцы в своих многочисленных «Повестях о жизни бывшего Патриарха»).

Двадцатилетним он вернулся в родное село, вызванный умирающим отцом, и после похорон по уговору с родными женился и сделался сперва дьяконом, а потом священником села Лыскова. Московские купцы предложили ставшему известным батюшке перебраться в Москву. Десять лет московской приходской жизни закончились, когда один за другим умерли все три его сына. Углядев в этом напоминание о юношеском стремлении к монашеской жизни, тридцатилетний Никита уговорил жену принять постриг в Алексеевском женском монастыре

Кремля, а сам уехал на Соловки в особо строгий Анзерский скит под начало преподобного Елеазара, от которого и принял постриг с именем Никон.

Преподобный старец сразу выделил новопостриженника из остальной скитской братии — бремя подвига Никон взвалил на себя богатырское: кроме келейного правила, ежедневно прочитывать Псалтирь и класть по тысяче земных поклонов. Много святоотеческой и другой церковной литературы было изучено им на Анзере. Но деятельная натура затворничеству мешала. Так и разошлись их с преподобным Елеа-заром пути: после поездки в Москву, когда на строительство каменного скитского храма была собрана огромная по тем временам сумма, Никон начал преподобного торопить с постройкой. Но святой старец считал постройку храма ненужной роскошью и все откладывал. В конце концов вышла меж ними едва не ссора (старообрядцы, однако,

Никон, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Гравюра с литографии по портрету XVII века.

в своих сочинениях представляли дело так, будто преподобный предрек Никону, что тот «семя антихристово» и несет погибель Церкви), Никон с неким помором бежал в лодке на материк. В бурю они чуть не погибли, спас их остров Кий, к которому они пристали. Здесь спустя годы уже ставший Патриархом Никон заложил монастырь в честь своего чудесного спасения.

Пешком пройдя больше сотни километров, анзерский беглец вышел к Коже-езерской обители, где опять начал подвиги уединения, а через три года, по смерти настоятеля, был избран братией во игумены. В 1648 году по делам обители Никон прибыл в Москву. С первой же встречи полюбив беседы с ним, молодой царь Алексей Михайлович не отпустил Никона из Москвы, сделав его архимандритом Ново-Спасского монастыря. Вполне естественно, Никон принял активное участие в «кружке ревнителей древнего благочестия», пытающемся восстановить авторитет духовенства и устранить неразбериху в книжной справе.

В 1649 году активный «ревнитель» поставлен на митрополичью кафедру Великого Новгорода. В митрополии Никон упразднил старое пение, заменив его гармоническим трехголосьем по киевскому образцу, чем, привозя с собой певчих, удивлял и саму Москву.

Новопоставленному митрополиту были даны царем особые полномочия: вопреки составленному как раз накануне новому гражданскому Уложению,