033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 20

033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 20

о и

дшшш злшмим

В 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свой монастырь от монголо-татарских полчищ, явившись в грозном видении хану Батыю. Устрашенный хан пожаловал обители свою золотую печать, которая, увы, впоследствии была утрачена.

/"\реди монастырских преданий со-I 'хранилось одно особенно прекрас-шВное — о том, как апостол Иоанн Щи/ Богослов защитил свой монастырь от татарского разграбления. В 1237 году хан Батый, разоривши Рязань, отправился в сторону Суздаля и Владимира. «Безбожный царь Батый и видя велие пролитие крови християнскиа, и во-зярися (разъярился) зело, и огорчися (ожесточился), и поиде на град Суздаль и Владимер, и желая Рускую землю по-пленити, и веру християнскую искоре-нити, и церкви Божии и до основаниа разорити», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем». Стоял декабрь. Войско быстро продвигалось по льду Оки. Опьяненные победой, татары не щадили никого и ничего. Иоанно-Богословский монастырь стоял прямо на их пути, и его неминуемо ждала бы страшная участь, если бы на защиту его не встал сам апостол Иоанн. Рассказывают, что он явился хану Батыю в сонном видении и не позволил ему разорять свою обитель. Устрашенный, Батый с миром пришел в монастырь и привесил к чудотворной иконе святого апостола Иоанна Богослова свою золотую печать. Печать эта сохранялась при иконе на протяжении более чем 400 лет. В 1653 году ее, к сожалению, сняли «на позлащение большой водосвятной чаши со иными многими вещами золотыми и серебряными».

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Список 1989 года с иконы XVII века.

ШН0ТШ

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем» входит в сборник произведений, составлявшийся и пополнявшийся в разное время при Никольской церкви городка Заразска (Зарайска). Этот сборник является единственным памятником

древней рязанской литературы, дошедшим до нас. Судя по всему, «Повесть» составлялась не тотчас после нашествия Батыя. Автору ее присущ «ретроспективный взгляд», многое он рассказывает как уже «почти предание» (например,

саму версию о происхождении названия Заразской (Зарайской) иконы свт. Николая). Исследователи полагают, что датировать «Повесть» следует концом XIII — началом XIV веков (не позднее сере-дины XIV века): еще слишком

свежи воспоминания, остры чувства, живы, возможно, современники трагических событий. Другое столь же выразительное произведение той эпохи — «Слово о погибели Русской земли» — сохранилось лишь в отрывках.