033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 23

033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 23

святыни

относится к типу «Знамение». Этот тип изображения Божией Матери был укоренен на Руси с древнейших времен (достаточно вспомнить знаменитую одноименную икону из Новгорода Великого, датируемую XII столетием). Он представляет собой, в свою очередь, особый извод иконографического типа, получившего название «Богоматерь Великая Панагия (Оранта)» («Панагия» в переводе с греческого означает «Все-святая», «Оранта» — «Молящаяся»). Для этого типа было характерно изображение Божией Матери в полный рост, с воздетыми в молении руками

(отсюда — «Оранта»), с Богомладенцем в медальоне на груди. В древнерусском искусстве имеются подобные иконы, самая известная из них, написанная в начале XIII века, происходит из Спасского монастыря города Ярославля. Но несравненно большее распространение получили на Руси поясные иконы типа «Великая Панагия», названные в русской традиции «Знамением».

Икона Божией Матери «Знамение» из Богословского монастыря происходит из Рязани, и история ее обретения связана с одной из рязанских корчемниц (кабаков), что и закрепилось

в ее втором имени — Корчемная. Согласно преданию, корчма эта находилась в приходе церкви прп. Симеона Столпника и была закрыта в 1850 году (существовала она около ста лет). Однажды в корчму пришла некая женщина — вдова, одержимая недугом пьянства. Так как все свое имущество она уже продала и заложила, потакая своей пагубной страсти, то и принесла в заклад кабатчику единственное ценное, что у нее оставалось, — икону Божией Матери «Знамение». Кабатчик попытался усовестить ее, сказав: «Если эта икона для тебя является благословен

ной, потому что так обычно именуют иконы, которыми родители, умирая, благословляют детей своих или желают счастья в супружеской их жизни, то поэтому благочестивые дети с почтением имеют такие иконы как видимый памятник родительского благословения, и эти иконы с великим благоговением хранятся у них и передаются из рода в род».

Женщина, хотя и почувствовала угрызения совести, но побороть себя не могла и продала икону кабатчику за вино. Он взял образ Пресвятой Богородицы и поставил у себя на божнице.

Через несколько дней, выйдя из запоя, вдова с ужасом осознала, что она сделала, и, собрав все деньги, которые у нее были, пошла в корчму и выкупила свою икону обратно.

Наутро, проснувшись, она увидела, что в красном углу, куда она поставила накануне икону, зияет вместо нее пустое место. Женщина очень испугалась и начала искать икону по всему дому. Поиски ни к чему не привели.

Страх и трепет царили в это утро в еще одном рязанском доме — в доме кабатчика. Когда он встал после сна и хотел сотворить утреннюю молитву,

он обратился к божнице, и язык его «прильпе к гортани». Икона Божией Матери, отданная им вчера вдове, стояла на своем месте. Так он и пребывал в благоговейном недоумении, когда к нему пришла несчастная женщина с рассказом о том, что кто-то ночью похитил у нее икону. Кабатчик указал ей на красный угол и сказал: «Видишь, вот Она, Матерь Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она стала здесь». Пьянице стало стыдно. «Вижу, Владычица, — обратилась она к Божией Матери со скорбью, — что Ты не благоволишь быть со мной из-за моего греха пред

1

* Shr

° i 4

Список с чудотворной иконы «Знамение» Корчемная из домовой церкви наместничьего дома Иоанно-Богословского монастыря. Еще один список находится на монастырском подворье, в рязанском Николо-Ямском храме.

Икона «Успение Божией Матери» с частицей гроба Пресвятой Богородицы помещена в особом киоте слева от иконостаса Иоанно-Богословского собора.

Икона Божией Матери «Скоропослушница» из одноименного храма Богословской обители. Среди других чтимых икон Пресвятой Богородицы, пребывающих в монастыре, следует отметить список XIX века с чудотворной Тихвинской иконы.