Вокруг света 1955-01, страница 30

Вокруг света 1955-01, страница 30

О феллахе следовало бы говорить во множественном числе, потому что его жизнь — это жизнь всех феллахов той или иной деревни. Арендует ли он землю, или она является его собственностью, на ней всегда трудится вся его семья — жена, дети. Если он батрачит, то с группой других крестьян общими усилиями возделывает мотыгой землю и засевает ее.

Деревья для феллаха — маленький замкнутый мирок, и именно в нем, на открытом воздухе и на людях, а не в своем доме, проводит он большую часть жизни: женщины ходят за водой группами, дети играют все вместе, повседневная жизнь протекает здесь в коллективе.

Затерянная среди полей или приютившаяся у основания белых скал пустыни, деревня кажется издали беспорядочным нагромождением земли, прикрытой сверху хворостом. Пальмы, акации, смоковницы, возвышающиеся над селением, скрывают его хаотичность. Эти деревья, растущие группами или отдельно, иногда в центре деревни, иногда на ее окраинах, представляют собой красочную картину... Но за чарующей картиной, созерцанием которой чаще всего и ограничиваются, мы хотим увидеть реальную жизнь.

Там, где плотина на реке еще не построена, деревня обычно расположена на расстоянии от 100 метров до 1 километра от берега. Иногда она тянется по краю долины, за которой начинается пустыня (Верхний Египет), иногда ютится на развалинах старых селений, искусственных возвышениях или прибрежных валах. В районах, где опасность наводнений велика, деревня расположена среди полей, едва заметная, но густо населенная.

Деревни разбросаны повсюду. Близость воды, однообразие рельефа, а также и почвы не дают возможности географу определить принцип их размещения. История, может быть, и объяснит ему загадку, но разве

кто-нибудь узнает прошлое этих четырех тысяч деревень, расположенных в долине Нила? Перенаселенность же их объяснить нетрудно.

Чтобы впустую не пропадал ни один клочок земли, годный для посева, особенно если почва плодородна и хорошо орошается, крестьяне сокращают до минимума непродуктивную площадь своих поселений.

До XIX века земля и крестьяне принадлежали государству и небольшому числу крупных землевладельцев. Крестьяне не селились на хуторах — им не было никакого смысла это делать, тем более, что время было тревожное и разбойники с больших дорог быстро разорили бы их.

Крестьяне должны были селиться именно в деревне еще и потому, что она представляла для властей единицу, ответственную за сбор налогов, мобилизацию, различные расследования и описи. По этим же причинам и сейчас правительство не разрешает феллахам жить на хуторах.

Деревня с населением в несколько сот или даже тысяч жителей (многие деревни насчитывают до 15 тысяч человек) представляет собой как бы одну многочисленную семью.

Населенные пункты можно различить прежде всего по степени их значимости. Районные, торговые центры и места, куда стекаются паломники, — это уже крупные местечки или даже небольшие города, где есть торговые, транспортные и другие учреждения (банк, суд, полицейский участок, вокзал, больница, клуб для служащих). Поселения же феллахов лишены каких-либо признаков города, какого-либо благоустройства.

Говорят, что церковь является лицом французской деревни. В Египте мечеть или коптская 1 церковь также выделяются среди других построек своими размерами, но их архитектура не представляет собой ничего примечательного — ничем другим, кро

1 Копты — христиане.

ме величины, они не выделяются на общем фоне бедности и однообразия.

90 процентов феллахов исповедуют ислам. Более 2 миллионов крестьян — копты, и из них около 50 тысяч — католики. Они живут в одних деревнях с мусульманами, и каждый исповедует свою религию.

Мусульмане не понимают арабского языка, на котором написан коран, христиане не знают древнего египетского языка. Общеразговорным для всего Египта является так называемый вульгарный арабский диалект, по словарному составу сильно отличающийся от сирийского и североафриканского. В самом Египте нет особых наречий для той или иной провинции, но в каждой из них существует значительное количество специфических слов и выражений; в Среднем Египте речь более тягучая, на юге произношение гортанное.

Феллахи-мусульмане строго соблюдают рамадан — свой пост, как копты соблюдают свой. У мусульман — это целый месяц полного воздержания от пищи от восхода до захода солнца. У коптов — отказ от всякой пищи от полуночи до полудня в течение более 200 дней в году и полное воздержание от жирной и мясной пищи.

Паломничество в Мекку совершается очень немногими и воспринимается как подвиг. Вернувшись домой, счастливый пилигрим, встреченный как вновь воскресший, становится одним из самых уважаемых жителей деревни, и его дети живут славой отца. Отныне к его имени добавляется «эль хаг» (достойный), а его паломничество увековечивается: фасад его дома белят известью, на нем рисуют примитивные человеческие фигуры, вагоны, корабли, выводят имя паломника и помечают дату возвращения из странствия.

Гробница святого — защитника деревни — пользуется большей попу-

26