Вокруг света 1955-01, страница 33

Вокруг света 1955-01, страница 33

Материалам служит та же смесь. Чтобы иметь достаточную прочность, такая стена должна быть 30—40 сантиметров толщиной. Состоятельный феллах ставит дом на фундамент из красного обожженного кирпича или из известняка.

Для того чтобы жилище было прочное и защищало днем от чрезмерного света и жары, а ночью от холода, а также в целях безопасности, в стенах делается как можно меньше отверстий.

Египет совершенно лишен лесов. Финиковые пальмы, смоковницы и акации, в тени которых приютились лачуги феллахов, — слишком ценные породы деревьев, чтобы служить строительным материалом. Листьями финиковой пальмы для строительства пользуются, но и то очень экономно.

Если еще можно обойтись без дерева для окон и дверей, то расходы на крышу неизбежны. В Верхнем Египте, где не бывает дождей, дома не имеют крыш, однако этот район — исключение. Как правило, дома строятся с крышей, которую делают из листьев.

На грубо обтесанные балки, расположенные на расстоянии 60 сантиметров одна от другой, накладывают стебли кукурузы, хлопка, камыша или пальмовые листья. Для прочности все это покрывают грубыми цынов-ками, а сверху накладывают толстый слой описанного выше раствора, смешанного с золой. Получается достаточно прочная кровля, которая служит защитой от дождя, а в летнее время и местом для ночлега всей семьи. При помощи деревянной или сложенной из кирпича лестницы фел-

Орошение поля.

Жилища феллахов.

лах взбирается на крышу, где он хранит сельскохозяйственные орудия, ящики с зерном, топливо, а иногда устраивает и курятник.

Необходимость хранить на крыше дрова и солому приводит часто к возникновению пожаров, которые, из-за большой скученности, нередко охватывают всю деревню. Достаточно одной искры, вылетевшей из трубы или жаровни, чтобы в условиях исключительно жаркого лета вызвать несчастье..

В египетской деревне не существует никаких пожарных команд, никаких

противопожарных средств, ничего, кроме распоряжения, запрещающего «хранение дров на крышах домов». Однако никакие распоряжения не могут заставить феллаха изменить своей привычке, ибо ему ничего не предлагают взамен.

Войдем в дом. В нем нас поражают полумрак и смрад. Дом состоит из единственной комнаты. Пол — утрамбованная земля. По углам в беспорядке разбросано имущество феллаха: примус для приготовления пищи; одна или две медные кастрюли; низкий круглый стол из некрашеного дерева, цыновки, хлопчатобумажное одеяло или просто большой мешок; иногда плетеная из пальмовых листьев кровать, вроде корзины для птицы. Низкая кадушка в форме таза служит для мытья и стирки белья.

Каждый дом является пристанищем многочисленной семьи, которая обычно состоит из отца, матери, 4 — 5 детей, деда или бабки, пользующихся большим авторитетом среди домочадцев, какого-нибудь женатого сына и гостящего подолгу родственника.

Здесь семейная ячейка создается на основе общности родителей и ближних и дальних родственников. Эта семья, возглавляемая своим старейшиной, участвует в погребениях и свадьбах, мирит врагов, мстит за честь каждого из своих членов. После третьего поколения родственная связь уже не признается.

Так изображает современную жизнь феллахов проживший среди них много лет египетский священник А. Айру в своей книге «Феллахи Египта». Выдержки из двух глав этой книги и приведены нами.

29