Вокруг света 1955-01, страница 35

Вокруг света 1955-01, страница 35

г

Ло WfnnUUir ttlj)lUi

И. ГОРЧИЛИ Ну С. КИСЕЛЕВ

ДАМАСК

В пять часов утра мы были разбужены шумом открываемых лавок, громкими голосами уличных торговцев, криком извозчиков, гудками машин, протяжным ревом ослов и верблюдов. Мы в древнейшем городе мира, насчитывающем три с половиной тысячи лет, — Дамаске.

Быстро одевшись, мы вышли из гостиницы и сразу же очутились на оживленной торговой улице в центре района Бабтуми. Направо и налево сплошными рядами тянутся магазины, палатки, прямо на земле разложены лотки с различными товарами. Тут ножи и шелка, изделия из кожи и посуда, веревки и трикотаж, разные безделушки из гипса и дерева — все вперемежку. На улице жарят шашлык и подают его завернутым в большую пшеничную лепешку — хабез. Бойкие торговцы продают эти лепешки и отдельно, снимая их со спины ишака. Если кому и попадется на зуб шерстинка, на это никто не обращает внимания.

Поперек всей улицы протянуты тонкие проволоки, на них сверху накинуты куски легкой материи или рогожи, создающие тень.

Палящий зной. Появились пестро одетые продавцы воды. У них за спиной причудливой формы жбаны с какими-то бубенчиками. Стуча по металлическим тарелочкам, они предлагают прохожим выпить подсахаренной воды со льдом.

Создается впечатление, что продающих значительно больше, чем покупающих.

Какой-то человек, усиленно расталкивая толпу, устремляется к нам и уговаривает купить у него автоматическую ручку. Черноглазый парнишка сует нам открытки с видами города. Выбивая дробь щетками по ящику, мальчик лет двенадцати кричит что-то по-арабски: ясно — почистить ботинки. Громадный грузовик, нагруженный доверху товарами, оглушительно сигналит упрямому ослу, стоящему поперек дороги. На его спине подвешены две большие корзины с виноградом. Он стоит как вкопанный, не слушая ни хозяина, ни гудка. И только с помощью нескольких прохожих удается оттащить упрямца в сторону и освободить машине дорогу.

А вот и фруктовый базар. Горы арбузов.

— Батых ахмар! Батых ахмар!.. — пронзительно кричит крестьянин-феллах, держа в одной руке арбуз, а в другой — большой нож. На го

лове его красный платок с бахромой по краям. Он одет в пеструю засаленную рубаху и черные широкие шаровары. На ногах — самодельные узкие башмаки из сыромятной кожи.

Груды яблок, груш, дынь, множество лотков с различными сортами орехов, фисташками, миндалем, виноградом, абрикосами, лимонами, спелыми и зелеными маслинами. Здесь торговля идет бойчее, покупатели и продавцы легко сходятся в цене.

Согнувшись под тяжестью, разносчик несет на длинном бамбуковом

Фото авторов

По базару снуют грузовики, легковые машины, извозчики; продавцы катят перед собой тележки, нагруженные маленькими бутылочками с натуральным лимонным соком.

Параллельно Хамидие тянется сук эс Сага, где дамасские ювелиры и гранильщики драгоценных камней продают браслеты, диадемы, серьги, кольца, ожерелья. За ним — сук эль Хужа с многочисленными лавками портных и башмачников и магазинами кожаных чемоданов.

Выйдя из базара Хамидие, мы остановились перед высокими массивными дверями. Они ведут в мечеть

шесте, перекинутом через плечо, связки спелых желтых бананов. Они привезены с плантаций побережья Средиземного моря.

Незаметно — так все было интересно и необычно — мы подошли к самому большому суку (базару) Востока — Хамидие. Это огромное сооружение с железной крышей длиною в 600 метров.

Магазины полны товаров. Тут кинжалы с золотой и серебряной насечкой работы прославленных дамасских кустарей, знаменитые дамасские халаты и скатерти, вышитые шелком, резная мебель из орехового дерева, столики и шкатулки, инкрустированные перламутром. В большом выборе чеканная медная посуда: подносы, кофейники, подстаканники, чаши, кубки.

Фруктовый базар в Дамаске.

Омейядов, которую арабы считают самой крупной в мире. По свидетельству историков, она была раньше языческим храмом, а потом и церковью.

От языческого храма, построенного халдеями за несколько векоз до нашей эры, не осталось никаких следов.

Когда в Дамаске стали господствовать мусульмане, они завладели частью храма и в течение долгого времени приходили сюда молиться вместе с христианами. Халиф Валид I из династии Омейядов в начале VIII века нашей эры купил храм у христиан и пригласил из Афин, Рима, Визан

31

I