Вокруг света 1955-01, страница 42

Вокруг света 1955-01, страница 42

М. ПРИШВИН

ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО

Рисунни М. Фаворсной

Нигде не бывает такой красоты в природе, как на севере в то время, когда свет нового года, быстро нарастая, каждый день больше и больше обнимает собою льды и снега.

М. Пришвин

Оамый сильный холод в лесу бывает в конце утренней зари, когда первые лучи солнца влетят в лес и деревья бросают на снег голубые тени. Только мало-помалу солнечные лучи наверху начинают нагревать еловые шишки, и от тепла они расширяют свои дольки и начинают ронять семечки. На особых маленьких парашютиках эти семечки из верхнего этажа леса, где свет и тепло, спускаются в нижние этажи, где все еще мрак и мороз:

Скоро, скоро теперь уже возьмутся весенние ручьи, и миллионы этих семян, целый будущий лес поплывет, и река понесет их в какой-то лучший край. И ни одно-то семечко, отдаваясь общему движению, не будет знать, ему ли достанется лучшая доля, или из всего великого множества нх кому-то другому. Ни одно семечко не знает своей будущей доли, но всякое, в надежде на лучшее, живет и плывет.

Бурная река где-то далеко впереди, разогнавшись на прямом пути, с бешеной силой ударяется в скалистый берег, заступающий путь воде на повороте. Вымывая плодоносные частицы из бесплодного камня, река несет их на другую сторону и тем создает наволок плодородной земли.

Наволок все растет и растет, постоянно принимая к себе новых и новых гостей из далекого их материнского леса. И пока новые в борьбе за жизнь отбираются, закрепляются, прежние молодые сосны, стройные, звонкие, высоко поднимаются. Тогда далеко вокруг по низинам и болотинам со Звонкой борины разносятся голоса певчих птиц.

Из неопубликованной повести.

Да, это не выдумка Куприяныча: на свете действительно существует чудесная Звонкая борина, и найти ее тоже нетрудно: нужно только, чтобы душа человека пела тоже как птица, прилетающая на это звонкое место. Если же душа не поет, то так и пройдешь мимо и не поймешь даже, где был.

Кто же был Куприяныч? Неужели же в душе его тоже таилось стремление вести за собой друзей в лучший мир?

Или, может быть, в нем давно погасло чувство жизни в своем стремлении к лучшему и он скучно повторял из года в год сам себя и мальчика взял с собой только для потехи?

Но как бы там ни было, какая бы ни ждала судьба каждого из них впереди, выйти в неоведомый путь всегда хорошо, и они шли и шли по твердому ровному насту, определяясь по сучкам северных елок: на север сучки были много короче, и, не глядя на компас, можно было сразу сказать, какая где сторона.

Из темного хвойного леса они вышли на гарь, поросшую осинником и березами. Этот лиственный лес теперь был завален снегом, й непроходимым. Пришлось найти то место, где в былое время остановился пожар. Теперь тут высокой стеной стоял прежний столетний еловый лес. Но и тут просека, разделяющая хвойный лес от лиственного, вела не в ту сторону, куда надо было итти, в сторону Кижозера, и все равно по ней так же невозможно было продвигаться, как и прямо по лиственному лесу. Осинки и березки от тяжести зимнего снега наклонились арками через просеку к ногам высоких непоколебимых снегопадами елей.

36