Вокруг света 1955-01, страница 53

Вокруг света 1955-01, страница 53

НА РАВНИНАХ АЛЕНТЕЖУ

Когда на пустынных равнинах Алентежу — юго-восточной области Португалии — наступает унылая осень, оголяются склоны холмов и резкий ветер несет тучи мелкой пыли и песка, сотни крестьян с женами и детьми, завернувшись в накидки из овечьей шерсти, в платках и войлочных шляпах, понуро шагают по дорогам. Худые клячи, запряженные в маленькие тележки, везут их скарб.

Куда они идут? Чего ищут?

У них нет своей земли. Вся пригодная для обработки земля принадлежит в Алентежу помещикам. Весной, после зимних дождей, они сдают бросовую землю в аренду крошечными участками. Вместе с семьей крестьянин трудится день и ночь, очищая землю от камней, выкорчевывая пни. Затем он засевает ее бобами и кукурузой.

Летом пересыхают мелкие речушки. Жизнь на полях замирает, только ястребы парят над отарами овец, пасущихся в долинах рек Гвадианы и Са-до. Истощенная почва родит очень мало.

А осенью, когда урожай собран, помещик забирает львиную его долю и сгоняет арендатора с земли. Так он подготавливает бросовые, негод

ные земли для орошения и посевов доходных культур: пшеницы, ячменя и риса.

Каждый день на рассвете на поля огромных помещичьих латифундий стекаются толпы батраков. Они или готовят землю под посевы, или жнут серпами, или, стоя по колено в воде, сажают рис в долинах, окруженных белыми песчаными холмами, поросшими редкими соснами. Это крестьяне из алентежских деревень, расположенных иногда за многие десятки километров от поместий.

Странно выглядят деревни среди безлюдных равнин и редколесья: беспорядочное нагромождение длинных построек из камня, побеленных известью, иногда с патио, в середине которого торчит колодезный журавль. Не видно ни полей, ни садов, ни огородов. Нет хлевов, конюшен или сараев: крестьянская земля не годится для посевов и пастбищ.

В XV веке Алентежу была полем сражения португальцев и арабов. Урожаи уничтожались, крестьяне покидали свои земли. После изгнания арабов из Португалии короли, раздавая дворянам-воинам небольшие хутора на севере, даровали монашеским рыцарским орденам в суровой Аленте

жу огромные поместья: они были безлюдными и малодоходными. Так возникли латифундии, которых нет ни в одной другой области Португалии. Их владельцы круглый год живут в старинных городках Эворе и Беже и только наездами бывают в своих поместьях.

Теперь в Алентежу, которая знала виноград и маслины еще до римских времен, фрукты появляются только на столе помещиков.

Крестьянин - арендатор мог бы выращивать маслины, а покупает оливковое масло; ему выгодно было бы сажать рис и

Страны народы

пшеницу, а он сеет бобы и кукурузу. Ему не успеть за короткий срок аренды заняться орошением и удобрением земли: ведь он на ней временный гость...

Каждый год, едва соберет он скудный урожай, как его сгоняют с земли.

Вот почему сотни крестьянских семей скитаются по дорогам Алентежу.

ПОДЗЕМНЫЕ МАСТЕРСКИЕ

В Мексике, на полуострове Юкатан, живут индейцы племени майя.

В некоторых сельских районах здесь развиты кустарные промыслы, среди которых видное место занимает выработка шляп типа «панам».

Индейцы плетут эти шляпы из листьев пальмы хипи, растущей на Юкатане и в тропической Америке.

Листья пальмы расщепляют на тонкие узкие волокна, которые затем отбеливают на солнце.

Для того чтобы волокна не высыхали и не теряли гибкости, их хранят в подземных помещениях, где воздух влажен и низка температура. Здесь же изготовляют и шляпы.

В некоторых деревнях производством шляп занимаются все жители. Одной из них является Бе-галь с населением в 1 500 человек.

В Бегале нет крестьянского дома, на задворках которого не было бы хода, ведущего в пещеру, где целыми днями трудится вся семья. С самых малых лет этому ремеслу обучают и детей.

Шляпы, изготовленные в деревнях майя, поступают не только в различные города Мексики, но и вывозятся за пределы страны.

47