Вокруг света 1955-02, страница 15Александр ЧАКОВСКИЙБ ыло темно, когда мы прилетели в Париж. Сгустился туман, и огненные буквы «Париж-Орли» «на фронтоне аэропорта мы разглядели лишь тогда, когда колеса самолета коснулись бетонной дорожки... Я назвал шоферу такси отель, который мне еще в Москве рекомендовали друзья, уже побывавшие в Париже, попросив при этом провезти меня через центр города. — Ясно, Елисейские Поля, — равнодушно сказал шофер, пожилой человек в синем халате и берете. Он принимал меня за одного из бесчисленных туристов. От аэродрома до города около пятнадцати километров. Некоторое время мы ехали в темноте. ...В те дни Париж праздновал десятую годовщину со дня освобождения от гитлеровской оккупации. Вращающийся прожектор с высоты Зйфелевой башни гладил город своими длинными лучами. По Елисейским Полям — широкой, обсаженной двумя рядами деревьев улице — от розового гранитного обелиска, подобно высокой тумбе стоящего в центре площади Конкорд, и до знаменитой Триумфальной арки бесконечными рядами ползли автомашины, двигался людской поток. Под аркой стояла толпа людей. Она Из очерков «30 дней в Париже». окружала могилу «Неизвестного солдата» — лежащую вровень с мостовой каменную плиту, в центре которой горит газовый светильник. Несколько прожекторов освещали фронтснн Бурбонского дворца — место заседаний французского Национального собрания. В этот праздничный вечер серое, со множеством колонн здание дворца, отделенное от улицы решеткой, казалось пустынным, безмолвным. Мигали красные, зеленые и желтые огни низких светофоров, похожих на речные бакены... ...Отель под громким названием «Понт-Рояль»1 оказался небольшой, тихой гостиницей на улице Монталам- бер близ Сен-Жерменского бульвара. * * * —Хотите посмотреть на наш Париж? — спросила меня французская писательница и журналистка Доминика Дезанти. Я знал, что Дезанти коммунистка, автор книги о французских рабочих, и поэтому спросил ее в ответ: — Под словом «наш» вы, очевидно, разумеете рабочие районы города? — Не только, — сказала Дезанти.— Мы считаем своими отнюдь не только 1 Королевский мост. те районы Парижа, где приходится жить рабочим, хотя, естественно, мы побываем и та.м. Но Париж весь, если иметь в виду город как таковой, его дома, памятники, улицы, весь Па~ риж — дело рук народа и по праву принадлежит ему. Разумеется, я имею в виду не фактическое положение вещей, а принцип... Да, мы пойдем в рабочую часть Парижа через весь город. Я с благодарностью согласился на предложение Дезанти. ...Мы начали свое путешествие не с площади Конкорд—обычного отправного пункта туристов, а с набережных Сены, этих столько раз воспетых поэтами и романистами набережных. Вот мост Шанж, серозато-белый, с барельефами венков над быками, старинный мост, переброшенный от правого берега Сены к Ситэ. Отсюда«, с моста, видна Консьер-жери с ее двумя круглыми башнями — это старинный королевский дворец средних веков превращенный впоследствии в тюрьму. ...Набережная Вольтера. Ее парапета не видно, он скрыт весь целиком витринами и ящиками букинистов. Зеленая листва деревьев почти касается тысяч выставленных здесь книг, зарисовок Парижа, сделанных уличными художниками, по- 13 |