Вокруг света 1955-02, страница 56После такой обработки по прочности и цвету они становятся похожими на пергамент. На полоски острым инструментом наносится текст. Готовые полоски накладывают одну на другую и прошивают витым шнуром. Многие ремесла связаны с обработкой древесины и орехов кокосовой пальмы. Прибрежные сингалы занимаются рыболовством. Они уходят далеко в открытое море на катамаранах — длинных узких лодках, выдолбленных из целого древесного ствола. Для устойчивости к правому борту легкой лодки на двух шестах прикрепляется бревно. В катамаране на низких ска мейках могут поместиться три-четыре человека. Надуваемые ветром четырехугольные паруса быстро несут катамараны к местам лова, где устанавливаются сети. Большую часть улова забирают владельцы лодок и сетей. Иногда рыбу ловят на бечеву с крючком. Во время отлива рыбак входит в воду. Взмахнув над головой бечевкой, он далеко забрасывает ее и терпеливо ждет, пока рыба клюнет. Часто волна вырывает бечевку, валит рыбака с ног. Поэтому на отмелях устанавливают высокие шесты, стоя на которых сингалы длинными бамбуковыми удочками ловят рыбу и во время прилива. ИНДЕЙЦЫ С КОРАЛЛОВЫХ ОСТРОВОВ Распиловка тикового дерева. Сингальские дети. «На каждый день в году здесь есть остров»,— так говорят об архипелаге Сан-Блас его жители — индейцы племени куна. Длинной цепью протянулись острова Сан-Блас вдоль атлантического побережья Панамы. Их около четырехсот. Издали кажется, будто множество пальмовых рощиц выросло прямо из сине-зеленых вод Караибского моря. Ни одно крупное судно не подходит к островам: они окружены многочисленными рифами. Зато индейцы от зари до зари бороздят прибрежные воды в своих юрких каноэ. Рано утром, вооружившись большими ножами — мачете, мужчины отправляются на материк. В лесах они охотятся, собирают плоды хлебного и мангового деревьев, бананы, апельсины. На небольших участках, от воеванных у тропического леса, в труднейших условиях куна выращивают маис. Если буря и пощадит их урожай, то от диких свиней очень трудно спастись. Поэтому вечером несколько человек остается охранять посевы, а остальные, погрузив в каноэ собранные плоды, дичь и запас пресной воды в глиняных кувшинах, отправляются в обратный путь. Охотника, которому удалось поймать игуану, ждет на островах особенно радостная встреча: из этой ящерицы приготовляют лакомое блюдо. Вот и дом. Его бамбуковые стены перевиты лианами, крыша из пальмовых листьев. Вся семья рассаживается вокруг огня. Веселым пламенем горит шелуха кокосового ореха — это главный вид топлива на островах. Неуловимые блики играют на многочисленных украшениях женщин: поблескивают медные запястья, переливаются неярким светом ожерелья из монет. Оригинальные бусы издают приятный аромат: они сделаны из высушенных ягод. Женщины изготовляют свою одежду сами, так же как мужчины — свою. Ткань они выделывают из дикого хлопчатника, растущего на материке. Главное сырье для всех ремесленных работ на островах дает кокосовая пальма. Из волокон кокосового ореха женщины плетут гамаки, заменяющие кровати. Изредка на острова заглядывают купцы с материка. На ножи, различную утварь, безделушки они выменивают у индейцев копру и изделия из скорлупы кокосового ореха. Некогда индейцы племени куна жили в глубине материка. Постепенно колонизаторы вытеснили их на низкое, болотистое побережье Караибского моря, где они гибли от тропической лихорадки. Поэтому индейцы вынуждены были переселиться на крошечные островки Сан-Блас. Нелегко живется им на этих клочках земли: здесь нет места для посевов, мало пресной воды. Странывародьти 50 |