Вокруг света 1955-02, страница 8

Вокруг света 1955-02, страница 8

Так же будут отличаться друг от друга и водохранилища на Ангаре: Первое Ангарское море, образуемое Иркутской плотиной, сольется с Байкалом, поднимет его уровень, станет с ним единым водоемом, а другое море, на той же Ангаре, протянется узким языком в горах.

КАК СТРОИТСЯ МОРЕ?

П режде всего тщательно изучается и сама река и территория, по которой несет она воды. Проектировщики моря должны знать скорость течения, водные запасы реки, время ледохода и паводков, геологическое строение русла. Они должны учитывать развитие экономики края, знать заранее, кто из потребителей будет особенно нуждаться в воде и электрической энергии, и решать: где, на каком плесе — в верховьях, в нижнем течении или в центральной части реки — нужно строить ГЭС и какой она должна быть мощности? Какие должны быть глубины для судоходства и запасы воды для снабжения городов, заводов и орошения полей? После решения этих общих, принципиальных вопросов начинается пора трудных поисков створа плотины — места, где нужно преградить реку.

Прежде всего нужно позаботиться, чтобы плотина гидроузла прочно стояла на надежном грунте, так, чтобы река не могла обойти возведенную плотину, или сбросить ее, или нырнуть по незаметным трещинам под бетонную громаду и проложить себе путь в глубинах.

Нужно учесть и многие другие важные обстоятельства. Нужно, например, чтобы долина реки в районе стройки не была чрезмерно широка и не требовалось бы в связи с этим особо сложной и длинной плотины. Необходимо также, чтобы новое море, разлившись перед стеной из бетона, затопило как можно меньше сел, колхозных селений, заводов, дорог, полей и лесов.

Выбор створа — ответственный момент во всей работе по созданию нового моря. Обычно целые годы уходят на предварительные изыскания. Наконец проектировщики предлагают на выбор несколько створов плотины. Например, на Иртыше для строительства Усть-Каменогорской ГЭС было разведано около тридцати створов, прежде чем был выбран один из них — под Аблакеггкой.

Сейчас очертания Горьковского моря уже ясно обозначены на схемах и картах; известно, где и какие будут глубины и течения, как будут выглядеть берега. Но прежде чем появились карты будущего Горьковского моря, нужно было тщательно изучить реку и ее берега от плотины Щербаковской гидроцентрали до впадения Оки в Волгу у Горького. В результате многолетних изысканий появилось

тринадцать вариантов створов. Предстояло решить: какому из них отдать предпочтение?

Проектировщики знали: будущее море обязательно должно подойти к плотине Щербаковской ГЭС и сомкнуться с Рыбинским морем. Четвертое водохранилище нужно было сделать не только значительным по величине, чтобы оно «дотянулось» до Щербаковской ГЭС, но и создать в интересах судоходства глубины, гарантирующие плавание крупнотоннажных судов.

Было известно, что если строить плотину в очень широкой долине, то вода, разлившаяся по значительной территории, не обеспечит нужного «падения» для работы электрических машин. В то же время мелководье станет угрожать и судоходству и будет способствовать размножению малярийного комара. Нужно было искать место, где коренные берега не позволяли бы воде чрезмерно разливаться. Поэтому сразу было решено отказаться от «Горьковского створа»: низкие берега вблизи устья Оки требовали возведения чрезвычайно длинной плотины.

Отказались и от варианта, по которому плотину нужно было воздвигать непосредственно выше Горького: море затопило бы крупные промышленные центры Ба-лахну, Правдинск, подтопило бы старейший русский зазод «Сормово», торфяные разработки, железные дороги.

Постепенно, изучая все тринадцать предложенных створов, проектировщики отвергали их один за другим. Казался приемлемым створ около Пучежа, где правый коренной берег высок и удобен для сопряжения с плотиной, однако дополнительные исследования выяснили, что там весьма коварны геологические условия. Этого было достаточно, чтобы отказаться от «Пучежского створа». В конце концов проектировщики остановились на Городецком.

Чем прельстил гидротехников Городецкий створ? Левый,1 крутой берег Волги около древнего Город-ца служит хорошей опорой для плотины; близость Балахнинской электрической станции, железнодорожных путей и промышленных центров облегчают снабжение стройки; плюс к этому — здесь неизмеримо более выгодные геологические условия.

МЫ ВИДИМ БУДУЩЕЕ

На стройках гидроцентралей создают специальные отделы море-строения. Носят они замысловатое название — ОППЗ; в переводе — отдел переселения и подготовки зон затопления. Чем занят такой ОППЗ и как строят море, можно увидеть под стенами древнего Го-родца на Волге, на месте будущего Горьковского гидроузла и Горьковского моря.

Остаются считанные месяцы до

рождения этого моря. Поднялась уже серозеленая бетонная громада водосливной плотины, выросло массивное здание ГЭС, высятся у левого берега огромные шлюзы. Волга будет остановлена стеной из бетона и песка, выйдет из берегов и, затопив поймы, на сотни километров в длину раскинется голубой равниной моря.

На окраине нового городка энергетиков в небольшом доме разместились мореетроители. Большие и малые карты, развешанные на стенах и лежащие в папках, открывают будущее: мы видим море, каким оно предстанет в ближайшее время. Карты испещрены красными и синими квадратами, треугольниками, кружками; прерывистая пунктирная линия пересекает голубое пространство водоема — это судовой ход, по нему пойдут корабли скорой линии Москва — Ростов-на-Дону и суда пяти морей. Геометрические многоцветные знаки — условные обозначения заводов, МТС, совхозов, целых городов, которым надлежит занять места на будущих берегах будущего моря. Штрихами отмечены места, где вырублены леса и выкорчеваны пни: дно, можно сказать, убрано «под метелку» — отлично подготовлено для рыбных угодий.

Все пометки, сделанные на картах, «перенесены на местность» — воплощены в новые селения, маяки, порты, дамбы, новые города. Вот в стороне от Волги, пока еще на сухом месте, вырос судоремонтный завод. Небольшие городки и поселки — Чкаловск, Катунки, Сокольское, Пучеж — как * бы сдвигаются, частично или полностью переходят на новые места. Старинный Юрьевец, * расположенный на правом высоком берегу, напротив устья Унжи, отгораживается от будущего моря системой земляных дамб Дамбы покрывают гравием, опоясывают цементными опорными поясами и облицовывают железобетонными плитами — в таком виде они сумеют противостоять самым крутым волнам.

Под защиту своих дамб Юрьевец уже принял крупный лесообрабатывающий завод «Красный Проф-интерн» и его поселки. Город протянулся теперь вдоль реки на четырнадцать километров и стал не только крупным промышленным центром, но и портом пяти морей.

Миллионы кубометров земли укладываются в Приволжскую, Идо-л омскую и Северную дамбы, которыми ограждается областной город Кострома; на реках Костромке, Узаксе, Рыбинке и Келнать возводятся плотины, насосные станции; прокладываются Нагорный и Рус-лоотводный каналы.

Дамбами «окольцовывается» не только Кострома, но и луга знаменитого животноводческого совхоза «Караваево».

На пути от Городца до Щербакова — на дне моря — кипит ра

6