Вокруг света 1955-03, страница 30

Вокруг света 1955-03, страница 30

Чем ниже мы спускаемся по реке, тем отчетливее видны озера, деревушки, дороги среди кустарников. Нам кажется, что река постепенно поднимается. В действительности понижается прилегающая к ней местность. На некоторых участках река течет на 20 метров выше нее.

Вдоль берегов тянутся высокие и длинные земляные валы, защищающие поля от разливов. По валам проложены автомобильные дороги.

Наша лодка проходит то по широким плавням, то по узким с быстрым течением рукавам, обходит большие и малые острова, над которыми с криками носятся тучи диких уток, прилетающих сюда на зиму из Сибири.

Все острова, берега рукавов и озер в дельте поросли густыми вечнозелеными мангровыми зарослями.

Мы долго путешествуем по реке и только через шесть часов возвращаемся к переправе. Здесь мы снова садимся в машину и направ

ляемся в город Хайдарабад, считающийся столицей Синда. На деле правительство и законодательные органы провинции находятся в Карачи.

Въезжаем на мост, перекинутый через реку Баран. Ее русло огромно, но сама она — небольшой, извивающийся среди камней ручей. Это единственный крупный приток Инда в провинции Синд. Летом во многих местах река пересыхает, но во время

муссонных дождей превращается в бурную водную лавину, сметающую все на своем пути.

В ХАЙДАРАБАДЕ

Мы переезжаем через самый большой мост на реке Инд. По нему проходят шоссейная и железная дороги, связывающие северные провинции Пакистана с крупнейшим портом страны — Карачи.

Сразу за мостом начинаются пустыри, узкие улицы, застроенные мазанками, — пригороды Хайдарабада.

Ветры, дующие из пустыни Тар, расположенной к востоку от города, несут с собой массу пыли, которая даже в безветренные дни тучей стоит над ним. Кажется, что Хайдарабад окутан туманом. Пыль лежит на тротуарах, на окнах и карнизах домов, на листьях деревьев, на одежде людей.

На тротуарах главных улиц, на площадях, у подъездов общественных зданий расположились ремесленники со своими орудиями производства. Здесь они заготовляют основу для выработки ткани на ручном станке, сучат веревки, плетут корзины, выделывают броши, шкатулки, мундштуки из слоновой кости, пепельницы из бронзы. Делают вручную сигареты, пишут письма и прошения, печатают на машинке... И все это под открытым небом, на улицах.

На одной из площадей мы увидели огромную толпу людей. Они были похожи больше на крестьян, чем на городских жителей.

Пожилой человек с редкой седой бородкой, в старой, заплатанной домотканной рубахе и шароварах тяжело поднялся с камня и сказал нам:

— Разве саибы не знают, что здесь находится биржа труда? Все, кто ищет работу, идут сюда, регистрируются и ждут, когда подвернется хоть что-нибудь. А работы все нет. Посмотрите, сколько желающих получить ее. Все эти люди из разных деревень. Помещики не дают им землю в аренду. Некоторые из них уже более месяца ждут работы. Вы, саибы, наверное, из Карачи? Не слыхали там, когда будут давать землю крестьянам?..

Неподалеку от площади находится городской базар. В многочисленных небольших лавках и прямо на земле разложены изделия кустарей: гончарная посуда, цветные ткани, статуэтки из дерева, куски самодельного мыла... Промышленных товаров почти не видно.

В Хайдарабаде имеются цементный, стекольный, хлопкоочистительный и металлообрабатывающий заводы. До раздела Индии на металлообрабатывающем заводе изготовлялись мотыги, лопаты, слесарные инструменты, некоторые запасные части к автомашинам. Но сейчас производить эти товары из английского сырья очень дорого, поэтому завод

Карта провинции Синд.

26