Вокруг света 1955-03, страница 44

Вокруг света 1955-03, страница 44

Подъезжают галопом, только рысью. Издалека уже слышен лай. Прежде чем из помещения не выйдет какой-нибудь человек и не прикрикнет на собак, слезать с лошади не стоит.

Если мы закупщики скота или шерсти или просто богатые персоны, нас проведут к хозяину. Если же мы батраки или проезжие погонщики рогатого скота, нас примут очень хорошо батраки эстансии, угостят чаем, но для того, чтобы расседлать лошадь и переночевать, нужно получить разрешение хозяина эстансии или, если его здесь нет, эконома. Как правило, владельцы крупных эстансий живут в столице, получают ренту и пользуются всеми благами жизни или посвящают себя политике и торговле.

С наступлением сумерек батраки

собираются вокруг костра, чтобы попить чаю—мате. Они молчат, если люди из города незнакомы. Но сумей завоевать их доверие, — а это не очень легко, — и они расскажут тебе о своих мечтах, горестях и обо всем, что накопилось у них против хозяина. В своем кругу они очень сердечны, веселы, разговорчивы. Они любят рассказывать истории и прибегать к аллегориям, таким красочным на их богатом и выразительном языке.

Лапша с кусочками баранины составляет обычную, редко меняющуюся пищу батраков. Им дают еще кувшин сырого молока. Его очень много в эстансиях.

Спят батраки на грубых складных кроватях в маленьких бараках или под навесом.

В три-четыре часа утра они уже

пьют свой мате. Немного позже получают кувшин кофе с молоком и кусок твердой галеты. После этого они объезжают поля, приготовляют загон для скота, лечат зараженных чумой, снимают шкуры с убитых животных. Эти тяжелые работы требуют огромного умения и большой физической силы, В полдень батраки едят и после часового отдыха снова работают до темноты.

В среднем в животноводческих хозяйствах на каждую тысячу гектаров приходится один батрак. В крупных эстансиях с 15—20—30 тысячами

гектаров земли и того меньше.

* * *

Отсутствие работы породило «крысиные поселки». Они так называются потому, что их обитатели действительно живут, как крысы.

В Уругвае до двухсот тысяч человек ютится в семистах таких «крысиных поселках». Нищета тут исключительная. Люди очень скученно живут в грязных, плохих хижинах, сложенных из глины, соломы, досок. В них только одна комната. Здесь царят всевозможные заболевания. В некоторых «крысиных поселках» есть школы, но они плохо посещаются, так как дети с самого раннего возраста вынуждены помогать своим родителям. Часто здесь едят мясо животных, умерших от чумы.

«Крысиные поселки» представляют собой прискорбную картину, которую правящие классы ревностно скрывают не только от иностранцев, но и от жителей городов моей страны. Это суровое обвинение против власть имущих.

Это они говорят везде, что жители «крысиных поселков» — лентяи, не любят работать. Ложь! Необходимо провести аграрную реформу, дать землю этим людям, послать в их поселки специалистов, которые научат их обрабатывать землю. Развитие промышленности внутри страны также откроет источники работы для безработных.

За это борются рабочие, крестьяне, батраки. Медленно, но прочно вырабатывается в сознании эксплуатируемых масс мысль о необходимости организоваться и бороться за проведение аграрной реформы. Городской пролетариат ведет решительную борьбу за объединение всего рабочего класса и народных масс в единый фронт борьбы за мир, за демократию. Эта борьба пролетариата в союзе с крестьянством и сельскохозяйственными рабочими должна закончиться победой.

* * *

Мы очень бегло познакомились с Уругваем. Мне бы хотелось показать тебе мою страну лучше, подробнее. Однако я был бы удовлетворен, если бы ты получил представление о той скромной лепте, которую совместно с международными силами, борющимися за мир и счастье, вносит и моя маленькая страна.

38