Вокруг света 1955-05, страница 16

Вокруг света 1955-05, страница 16

Валил снег. Крепчали морозы. В коробку механического цеха беспрепятственно смотрело холодное зимнее солнце. Мешать ему могли только тучи, гонимые резким колючим ветром. В такую суровую пору, не дожидаясь, пока установят внутри цеха мостовые краны, рабочие собирали и устанавливали в недостроенном помещении грандиозные станки.

Все здесь делалось необычно. Сооружали одновременно и завод, и город вокруг нею, и подъездные пути, и бани, и школы,

В сорокаградусный мороз строители заливали бетоном колонны. Сварщики соединяли металлические фермы, забирались на вершимы стальных мачт и днем и ночью рассыпали звезды искр, будто пригоршнями доставая их с поднебесья.

Монтажники распаковывали трехэтажные остовы станков, устанавливали их на заранее приготовленные фундаменты, вели сборку под временными брезентовыми навесами.

За тем, как поднимался Уралмаш, неустанно следили партия и правительство. Часто приезжал на стройку нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.

Когда делегаты-уральцы уезжали из Свердловска на XVI партийный съезд, рабочие поручили им заверить партию: завод заводов будет закончен раньше, чем предусмотрено по пятилетнему плану.

...Первой машиной, которую взялись сделать уралмашевцы, была электрическая пушка, забивающая в домне отверстие для выпуска чугуна — так называемую лётку.

Старые уральские доменщики такой пушки никогда не знали. Они кидали лопатами комья глины в отверстие лётки, стоя у раскаленных канав, под брызгами расплавленного чугуна.

А пушка? В стороне от лётки висит щит. Подручный подходит к нему и нажимает кнопку. Всего одно прикосновение — и происходит выстрел. Метко пущенная из электропушки глиняная пробка залепляет, плотно закупоривает лётку.

— Первый выстрел нашей пушки — салют в честь Уралмаша! — пошутил сборщик Валентин Иванов, бывший артиллерист.

Но долго еще пришлось повозиться начинающим машиностроителям с этим первым своим детищем. Литье деталей вначале получалось плохим, с внутренними раковинами. В механическом цехе молодые токари не умели еще соблюдать нужную точность обработки. Сборщики никак не могли приладить один узел к другому.

А тут как раз наступал праздник Первого мая,

Продукция Уралмаша применяется на металлургических заводах Кузбасса, нефтяных промыслах Каспия, при сооружении каналов и гидростанций, идет на многие другие предприятия и стройки Советского Союза и стран народной демократии.

и всем хотелось, чтобы именно к празднику Уралмаш дал свою первую продукцию.

В те дни на завод приехал Михаил Иванович Калинин. Он задержался у сборочного стенда, внимательно осмотрел электропушку, наблюдал за тем, как трудятся молодые рабочие. Комсомольцы сказали Председателю ВЦИК: они хотят вывезти с собой пушку на демонстрацию

— А на чем вы ее повезете? — спросил Михаил Иванович.

— Вот на трехтонке, — ответили сборщики.

Михаил Иванович улыбнулся и сказал, что придет такое время, когда для перевозки уральских машин потребуется уже не автомобиль, а целые железнодорожные платформы.

Комсомольцы сдержали слово. Первого мая готовая электропушка была установлена на грузовике. Ее шумно приветствовали на всем пути к главной площади Свердловска. Паровозы стояли один за другим на подъездных путях и салютовали гудками первому творению уралмашевцев А на самой площади электропушку встретили громовым «ура».

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Н есколько месяцев вела правительственная комиссия опробование действующих механизмов, приемку цехов. Здания цехов выстроились, словно на параде, в два длинных ряда Между этими рядами была проложена широкая улица, названная неспроста «коридором». Это как бы нежилая площадь цехов, очень нужная, как в любом доме. Сырье, полуфабрикат, готовая продукция — ничто не может попасть на обработку или перейти из цеха в цех, минуя коридор, эту центральную внутризаводскую магистраль. Внешне она скорее проспект, вроде большого Ленинградского шоссе в Москве. Здесь проходят пути, по которым движутся высоченные краны, здесь размещена разветвленная сеть железнодорожных линий, без которых иная крупная деталь не может ни повернуться, ни перейти с одного станка на другой, ни отправиться в соседний цех или на сборку.

Комиссия принимала коридор последним. Когда члены комиссии — известные инженеры, ученые, машиностроители — вышли, наконец, посмотреть и проверить хозяйство коридора, стало ясно: день официального открытия завода не за горами.

Строители теперь покинули цехи и взялись за благоустройство всей заводской территории, за расчистку площадей и улиц заводского поселка, превращая его в настоящий большой городской район. Прибывали поезда, груженные камнем. Клокотали котлы кипящего асфальта. Садовники со своими добровольными помощниками — школьниками — разбивали газоны, сажали цветы и кустарники.

В ночь на 15 июля 1933 года железнодорожники закончили сооружение второго трамвайного пути. Поутру вышли из депо трамваи. На кумачовых по