Вокруг света 1955-05, страница 68

Вокруг света 1955-05, страница 68

V- * %*

«В ЗАКАСПИИ»

Наш экспедиционный грузовик, с фанерным домиком в кузове, стоял посреди наезженной песчаной дороги. Передний брезент был поднят. Над кабиной, точно в раме, виднелось среркающее каракумское небо. В его синеву врезался огромный желтый бархан — звено мощной цепи развеваемых песков.

— Вот вам и пустыня, — сказал Туниц-кий». Так начинается книга А. Кремен-ского «В Закаспии» (Географгиз, 1954 г.).

\ Эта книга — путевые записки участни

ка лесомелиоративной экспедиции, поставившей целью изучить растительность Западной Туркмении и выяснить возможности закрепления движущихся песков.

Больше года провела экспедиция в пустыне. По сыпучим барханам, по топким шорам, по вязким после дождя такырам путешественники прошли сотни километров.

Были составлены подробные почвенные, геоботанические и лесомелиоративные карты. Исследования дали возможность разработать проектные задания по закреплению движущихся песков пустыни в промышленных районах Туркмении — вокруг Небит-Дага, на острове Челекен и в других местах.

вигацких наук, по окончании которой он был послан в Голландию на практику Вернувшись оттуда, Соймонов блестяще выдержал экзамен на мичмана.

Соймонов был первым русским гидрографом Он принимал участие в съемке Балтийского и Каспийского морей, составил сводную карту Каспия, Которую Петр I отправил в Па рижскую Академию наук. По этой карте европейские ученые впервые ознакомились с действительными очертаниями берегов Каспия и его размерами.

Большой заслугой Соймонова явилось и то, что он первым описал бакинскую нефть и опроверг неправильное мнение своих современников о том, что воды Каспийского моря уходят в «недры земли» в районе залива Кара-Богаз-Гол. Он указал, что главный расход воды падает в Каспийском море на испарение.

В 1740 году Соймонов составил карту Белого моря, но издать ее уже не успел — в его жизни наступил трагический перелом. Это было жестокое время бироновщины; ученшй был обвинен в участии в заговоре Волынского против временщика и приговорен к смертной казни, замененной пожизненной каторгой.

Два года пробыл Соймонов на каторге в Охотске, и только когда Бирон был смещен и на престол вступила дочь Петра Елизавета, был издан указ об освобождении ученого.

Указ этот повез один капитан, лично знавший Соймонова.

Разыскивая его на казенных заводах, где работали каторжники, капитан исколесил всю Сибирь, побывал даже в Охотске и, потеряв надежду найти ученого, решил возвратиться в Петербург. «В утро перед отъездом он зашел на кухню завода, где женщина пекла хлеб. Он обратился к ней и спросил, не знает ли она среди рабочих Федора Соймонова.

«Нет, такого у нас не было, — ответила женщина. Но, подумав, добавила: — Вон там, в углу, спиг Федька-варник, спроси его, не он ли будет».

Капитан увидел спящего на голом лолу седого, обросшего бородой старика. Это и был Федор Иванович Соймонов.

Соймонов остался жить в Сибири и впоследствии был назначен сибирским губернатором. Он показал себя талантливым администратором и гуманным человеком. При его содействии был проведен ряд экспедиций для исследования земель на востоке-России. Им была основана в Охотске лавигацкая школа по подготовке штурманов и геодезистов. Занимался Соймонов и улучшением судоходства по Байкалу, через который шло много грузов.

Из всех книг серии, вышедших за последние два года, работа В. Гончарова о Ф. И. Соймонове 1 производит наиболее хорошее впечатление:

1 В. Гончаров, Ф. И. Соймонов. Географгиз. 1955 г., 32 стр., цена 75 коп.

написанная очень популярно, она легко читается и дает полное представление о жизни этого интересного исследователя.

* * *

Хочется сделать несколько общих замечаний. Выпуск серии «Замечательные русские путешественники» чрезвычайно важен: книги эти дают нашим читателям основные сведения о славных деятелях русской географической науки. И то обстоятельство, что Издательство географической литературы не расширяет, а даже уменьшает выпуск этой серии, вызывает недоумение. В 1950— 1953 годах ежегодно издавалось по четыре книги, в 1954 году вышло только три, и на текущий год запланированы также три очерка.

Почти все вышедшие издания посвящены наиболее крупным русским путешественникам. А между тем было бы хорошо, если бы эта серия познакомила читателя и с менее известными людьми русской географической науки, труды и открытия которых явились, однако, немалым вкладом в дело изучения как нашей Родины, так и других стран

Следовало бы, например, рассказать нашему читателю о Григории Силыче Карелине, незаслуженно забытом исследователе Каспийского моря, Алтая и Семиречья, и о Петре Чихачеве, изучавшем Алтай и Малую Азию. Чрезвычайно интересен был бы рассказ о путешествии Цыбико-ва в Лхасу. Ничего не публиковалось в последнее время о русском географе Миддендорфе, который дал любопытные зарисовки Ферганы и Барабинской степи и впервые описал вечную мерзлоту в Сибири.

Несправедливо забыты экспедиции Маака на Амур и Вилюй, Муравьева в Хиву, Лопатина на Сахалин и Дальний Восток, Гмелиных в Сибирь и Закавказье, Чекановского на Тунгуску, Елисеева по Африке и другие.

Большую помощь в подготовке таких книг могли бы оказать студенты-дипломники географических факультетов, избравшие темой своих дипломных работ исследования и открытия того или иного малоизвестного географа. Эти работы могли бы быть использованы для создания новых очерков серии «Замечательные русские путешественники».

В. В. ОБРУЧЕВ

«В БУХТЕ ИЛЬИЧА»

«Началось с того, что Ага встретил зна-комого бурильщика, которого не видел уже пять лет, и тот сообщил, что на Биби-Эйбате люди засыпают море. Ага не поверил, но знакомый поклялся, что это так: он сам участвует в подготовительных работах.

— Говорят, что там под дном Каспия, обнаружили нефть...

— Ты это серьезно?

— Так рассказывали на собрании...» В книге «В бухте Ильича» (Профиздат,

1954 г.), из которой приведен этот отры-еок, писатель А. Насибов рассказывает о героической работе бакинских нефтяников.

Книга знакомит читателя с историей освоения нефтяных богатств Азербайджана, сообщает о новейших методах разведки нефтеносных горизонтов и способах добычи несЬти со днч моюя

62