Вокруг света 1963-03, страница 27— Быстрее! В этот миг за окном, прежде чем оно исчезло, Сьюзен увидела землю, покрытую зеленью, пурпурные, желтые, голубые и алые стены, камни мостовых, текущие, словно река, человека верхом на осле, едущего в теплые холмы, мальчика, пьющего апельсиновый сок. Она ощутила сладость этого напитка, она увидела человека с гитарой на площади под прохладным деревом, она тронула пальцами струны. А далеко-далеко она видела море, голубое и нежное море, волна обняла ее и унесла с собой. А затем ее не стало. Не стало и ее мужа. Дверь с треском открылась. Управляющий и прислуга ворвались в номер Комната была пуста — Они только что были здесь! Я видел, они вошли! — кричал управляющий. — А теперь их нет. На окнах железные решетки, они не могли выйти отсюда!.. Потом позвали священника, вновь открыли комнату и проветрили ее, и священник окропил святой водой все четыре угла. — А что делать с этим? — спросила уборщица Она указала на шкаф, где стояли 67 бутылок шартреза, коньяка, крем-какао, абсента, вермута, 106 пачек турецких сигарет и 198 желтых ящичков настоящих гаванских сигар по 50 центов каждая... Перевод с английского Э. РОМАНОВОЙ и Ю. СВАРИЧОВСКОГО КУЛЬТУРА ИШАНГО Лет тридцать назад на берегах озера Эдуард в Центральной Африке, вблизи деревни Ишанго, начались археологические исследования. Этот поселок стал вскоре известен археологам всего мира. Оказалось, что здесь, в глубине тропической Африки, которую буржуазная наука считала извечно отсталой, девять-десять тысяч лет назад жило талантливое племя, сделавшее немалые для своего времени изобретения. Теперь большинство находок уже изучено, и культура древних людей из Ишанго заняла подобающее ей место в истории цивилизации. Древние жители побережья озера Эдуард умели делать превосходные копья, точильные камни, каменные ступы. Они были опытными охотниками и изобрели особую разновидность гарпуна. Когда такой гарпун вонзался в добычу, древко его соскакивало, оставляя в теле животного наконечник с привязанной к нему веревкой сплетенной из \озы. С этим оружием предки современных конголезцев охотились на диких свиней, антилоп, на бегемотов, на буйволов. Ученые проследили, как постепенно совершенствовались орудия древних конголезцев. Наконечники гарпунов и копий, обнаруженные в нижнем слое, довольно примитивны, а ближе к поверхности они уже отлично выделаны, прочны. Достигнув определенного совершенства, древние мастера выделывали уже «массовую» продукцию. Вся эта наглядная картина технического развития доказывает, что идея создать гарпун со съемным наконечником, куда более удобный, чем простое копье, принадлежала самим древним мастерам. Археологи шли от одной стоянки древних африканцев к другой, и постепенно вырисовывалась картина того, как «техническую новинку» перенимали у изобретателей соседи. В пещерах Гемблс Кейв в Кении и на берегах озера Рудольф у границ Эфиопии и Судана были найдены точно такие же гарпунные наконечники, как в Ишанго. Но никаких следов постепенного совершенствования этих орудий здесь не обнаружили. Значит, они были заимствованы, а не изобретены местными оружейниками. Вдоль южного края нынешней пустыни Сахары когда-то тянулась цепь озер. Оказалось, что здешние жители тоже не преминули воспользоваться изобретением древних конголезцев. Предки нынешних жителей Республики Чад сумели внести в конструкцию гарпуна и свое усовершенствование: в некоторых наконечниках для прикрепления веревки они стали делать вместо зарубок сквозное отверстие. Недавно следы культуры Ишанго нашли и в курганах около Бамако, столицы Республики Мали. А в до\ине Нила — уже в пределах Египта — рядом с костяными были обнаружены наконечники из меди, сделанные по ишангским образцам. Таким образом, оказалось, что культурные связи древних африканцев, живших задолго до первых египетских фараонов, были развиты гораздо больше, чем предполагали историки. Еще одна находка в Ишанго вызывает среди ученых немало споров. В кургане у берега озера Эдуард была найдена костяная рукоятка с куском кварца, вставленным в углубление на конце. Археологи считают, что древние могли им выцарапывать различные изображения, а некоторые специалисты даже предполагают, что это орудие письма! На костяной рукоятке ясно различимы несколько загадочных значков. Три колонки обыкновенных зарубок, но они кажутся чем-то большим, чем просто украшения. Чтобы в этом убедиться, достаточно сосчитать их. Одна колонка состоит из четырех гоупп, содержащих одиннадцать, тринадцать, семнадцать и девятнадцать зарубок. А ведь это все простые числа, то есть делящиеся только на себя и на единицу, встречающиеся во втором десятке и расположенные в порядке возрастания. Другая колонка состоит тоже из четырех групп: в них одиннадцать, двадцать одна, девятнадцать и девять зарубок. Первые две цифры — это десятки плюс единица, две другие — те же десятки, но без единицы. Еще одна колонка выглядит более случайной, но и в ней есть своя закономерность. Рядом расположены две группы — в одной три, а в другой шесть зарубок. Потом, отступя, нанесены четыре и восемь, затем десять и два раза по пять зарубок... Ясно, что тот, кто их наносил, понимал законы умножения на два. Он также, видимо, отличал простые числа и пользовался десятичной системой счисления, подобной нашей. А ведь зарубки делал человек, живший семь, а то и девять тысяч лет назад. В Европе подобных находок еще не встречалось! Жизнь в районе Ишанго была прервана около шести с половиной тысяч лет до нашей эры извержением вулкана Вирунга, следы которого можно видеть и теперь. И хотя люди, снова поселившиеся здесь через несколько столетий, видимо, уже не знали хитроумного гарпуна и не умели считать, как их предшественники, но достижения племени Ишанго успели уже стать достоянием других племен и народов. Б. СИЛКИН 23 |