Вокруг света 1963-03, страница 31

Вокруг света 1963-03, страница 31

РЫБА В СТЕПИ

ожно подумать, что природа, создавая в свое время венгерскую землю, заранее знала, что когда-нибудь тут будет небольшая страна, и позаботилась о том, чтобы на ее территории уместились горные массивы и бескрайные степи, реки и озера, леса и плодородные долины, барханные холмы и болота, и даже бесплодная пустошь. Вот туда-то, в знаменитую венгерскую пустошь Хортобадь, мы и едем. Едем смотреть, как ловят рыбу.

Хортобадь... Черные, обугленные залысины — это летом, в жару, горела низкая жухлая трава. Над выгоревшими плешинами пустоши — метровый слой клокастого тумана. Он колышется, струится; и кажется, будто вся степь горит. Три дня шел дождь. Здешние почвы неохотно впитывают воду, и под сегодняшним горячим солнышком влага потянулась обратно, к небу. При виде черных струпьев на безжизненной поверхности земли всплывают в памяти слова известного венгерского писателя Шигмонда Морица: «Хортобадь — это отвратительная язва в самом сердце нашей крохотной венгерской земли».

— Теперь скоро приедем, — говорит Миклош Рибиански, «все-венгерский рыбный управляющий», как называют его здесь в шутку. Рибиански — начальник Государственного управления по рыболовному надзору, в ведении которого все искусственные и естественные водоемы, все реки и озера страны.

Рыборазведением в Хортобади занимаются давно: первые искусственные водоемы появились здесь еще в двадцатых годах. Но дела у местных «рыбных» энтузиастов

всегда шли плохо. Прежде всего постоянно недоставало воды. Теперь в Хортобади построены и строятся мощные ирригационные сооружения, большие оросительные каналы, с водой легче. Но другой бич рыбоводов остался — солонцовые почвы, настолько бедные органическими веществами, что в местных водоемах естественный прирост рыбы ничтожен: ей попросту нечего есть. Выращивать для рыбы искусственные корма тоже невозможно: почва родит скудные урожаи.

Миклош Рибиански предложил метод сменного ведения прудового хозяйства. Три-четыре года в водоеме разводят рыбу. На пятый год воду спускают и дно пруда засеивают кормовыми культурами, урожай которых идет на «снабжение» рыб.

Машина съехала с шоссе на укатанную гравием дорогу, потом с нее — на проселок.

По сторонам узкого зеленого коридора плотная стена настоящих кукурузных джунглей: растения стоят значительно чаще, чем обычно. В тяжелых ярко-зеленых листьях спрятались толстые початки — по два-три на стебле. И это здесь, на худших землях Хортобади, в самом засушливом районе Венгрии!

— По шестьдесят пять — семьдесят центнеров с гектара вырастили мы в этом году в хозяйстве, в три раза больше, чем по всей стране. Вот что такое рыба! — добавляет Рибиански торжествующе.

Кукуруза и рыба — "какая между ними связь?

Воды Тисы, которыми заполняются пруды, несут с собой ог-

Фото автора

ромное количество органических веществ и ила. Все это оседает на дно, образуя тонкий плодородный слой толщиной всего в четыре-пять сантиметров. Когда пруд спускают, этого слоя достаточно для посевов. Сеять приходится на небольшую глубину и поэтому часто так, чтобы растения, вытягиваясь, поддерживали друг друга. После уборки урожая остается стерня и корни растений, они разлагаются. и в почве накапливается все больше перегноя. Так посевы и вода, чередуясь, обогащают почву. С годами плодородный слой станет толще, и сеять можно будет два года подряд.

В Хортобадьском рыбоводческом хозяйстве сейчас 16 огромных прудов-озер, из которых ежегодно два-три заняты под посевами. Очень высокие урожаи на дне спущенных прудов дают кУкУРУза. сорго, подсолнечник, соя. Пока их сеют, чтобы обеспечить кормом рыбу и нужды самого хозяйства. Но уже сейчас сотрудники задумываются о будущем. Стебли сорго — основного корма для рыбы — содержат до 70 процентов целлюлозы. И здешние растения могут стать ценнейшей сырьевой базой для бумажной промышленности.

...Узкая полоса берега пруда сливается со степью и небом.

У земляного вала, отгораживающего часть пруда, рыбаки закинули сеть и растянули ее на всю ширину затона. Несколько рыбаков бредут почти по пояс в воде, подправляя края сети. Посередине затона за сетью медленно плывет лодка. Стоящий в ней человек следит, чтобы сеть не зацепилась за что-нибудь на дне и шла ровно.

27