Вокруг света 1963-05, страница 53Берега фьорда усеяны морской капустой. А чайки ««украсили» скалы панцирями морских ежей, пустыми раковинами. Берег над прибрежной полосой покрыт желтовато-зеленым мхом. Мох цветет все лето, мягкие его подушки напоминают маленькие клумбы фиолетовых и розовых цветов. На отвесной скале из мелового песчаника кто-то обвел белой краской отпечатки следов исполинского ихтиозавра. бокам его выдолблены ребра и круги. На лежачем камне из серого базальта олень мало заметен, но когда борозды и вмятины заполнятся снегом или песком, рисунок оживет. На одном из камней заметны очертания собаки без шеи, с вытянутым, как рапира, хвостом. Так сейчас рисуют собак дети. Так рисовал их взрослый художник в далекие времена. Датировать все эти изображения трудно. Кто их авторы, — неизвестно. Но, по мнению профессора А. П. Окладникова, рисунки Сика-чи-Алянской «картинной галереи» высечены в каменном веке. Выполнены они в реалистической манере, свойственной художникам неолита, которые уже умели схватывать облик животного, выражение лица человека. Любопытно, что манера письма древних живописцев Приамурья улавливается в композиции узоров удэге, нивхов и других народностей, населяющих сейчас низовья Амура. По мнению многих исследователей, преемственность наскальной живописи времен неолита сохранилась в народном творчестве. Валуны с рисунками пока что беспризорно лежат в полосе заплеска, а каждый год в половодье их затопляет совсем. Илистая вода Амура шлифует камни. В недалеком будущем она может совершенно стереть ценное для науки наследие древнего человека. Восстановить утраченное будет уже невозможно. Валуны с «писанками» надо передвинуть на более высокое, незатоп-ляемое место или, еще лучше, перевезти в Хабаровский краеведческий музей. Давайте же сохраним «картинную галерею» Сикачи-АлянаГ в. яхонтов, действительный член Географического общества СССР, Хабаровск сооищ&Ет * читгхтЕль сооеодает * |