Вокруг света 1963-05, страница 62

Вокруг света 1963-05, страница 62

красив подводный коралловый лес. Кажется, что кто-то схватил с неба радугу и полярное сияние, разломал их на мелкие кусочки и пустил в воду. Черные хищные мурены, как змеи, пробираются по дну. Под развесистыми кустами кораллов сидят огромные колючие морские ежи. Цветные, полосатые, пятнистые рыбки шмыгают там и тут. Плавно двигается скат в своей мантии. А по дну разбросаны огромные тридакны, подстерегающие добычу.

Разнообразные и в то же время похожие коралловые леса на острове Рождества и на Коморских островах, на Мальдивских атоллах и на Занзибаре ждут своего исследователя. Откуда все это? Каково происхождение коралловых атоллов?

На Кокосовых островах вел наблюдения Чарлз Дарвин и оставил их прекрасное описание. Как разрослись, как изменились атоллы за сто лет? Надо это проверить. Ведь история и происхождение коралловых рифов и островов, располагающихся на вершинах подводных хребтов, все еще покрыта завесой неизвестности.

UUOtHfiUL ^MfrtoJu. с

Океанологи всего мира решили организовать совместный поход на сто тысяч «почему» Индийскою океана.

В 1959 году ученые разных стран договорились начать Международную индо-океанскую экспедицию. СССР, США, Англия, Франция, Япония, ФРГ решили послать свои экспедиционные суда. К ним присоединились страны, которые находятся на берегах Индийского океана: Австралия, Индия, Пакистан, Индонезия, Южно-Африканская Республика, Мозамбик, Таиланд.

В путь отправились суда, имена которых давно известны на всех широтах: советский дизельный корабль «Витязь» — одно из крупнейших океанографических судов мира — и трехмачтовый парусник Колумбийского университета «Вема». Вышли в море и новые, только что построенные корабли. Собралось 40 судов — «Великая армада» под добрым флагом науки. Никогда еще в истории океанографии не было такого похода.

Ученые стран, не имеющих своих экспедиционных кораблей, были приглашены работать на борту судов, принадлежащих другим странам. «Витязь» гостеприимно принял семнадцать океанографов из Объединенной Арабской Республики, Цейлона, Индии, Индонезии и Румынии.

Корабли научной «армады» качали выходить на дорогу открытий. Австралийцы на гидрографическом судне «Диамантина» сделали первую находку у самого «порога» океана. Всего в 600 милях от юго-западной оконечности своего континента они обнаружили узкую полосу больших глубин. Эхолоты, вокруг которых столпились возбужденные участники экспедиции, упрямо показывали крупную цифру.

Раньше ученые считали, что глубочайшее место в Индийском океане — желоб у острова Ява. Дно там находится в 7 450 метрах от поверхности.

Теперь газеты разнесли по миру новость: «Открыт новый глубочайший желоб Индийского океана. Глубина больше 8 500 метров! Ему присвоено название желоб «Диамантины».

В эти воды поспешно устремился американский парусник «Вема». Может быть, это просто местное понижение, что-то вроде узкой «ямы»? Измерения следовали одно за другим. Все дальше от берегов уходили ученые. Подводное ущелье было прослежено на расстоянии в триста миль.

...Но все дело в том, что не было в желобе восьми с половиной километров. Как произошла ошибка — непонятно Желоб действительно есть, но глубины оказались совсем другие — порядка шести с половиной километров. «Рекорд» не побит.

В наше время даже в океанологии, где еще очень много неизвестного, единичные сенсационные открытия уже не делают погоды. Открыть новую гору или впадину, обнаружить скрывавшееся в глуби

не течение, найти новый вид рыб или моллюсков еще недостаточно. Надо связать этот факт с уже имеющимися представлениями об океане и о всей Земле, и только после этого станет ясно место нового открытия в науке.

Ведет, например, судно промер в местах, где на сотни миль ранее не было ни одной отметки глубины. На регистрирующей ленте тянется ровная линия — равнина. Чем эта равнина «хуже» горы или впадины? Ведь до этого мы совсем не знали, какое дно в этом районе.

Другое дело, когда новое открытие меняет наши представления.

Еще совсем недавно ученые считали, что дно Индийского океана делится на две части срединным подводным хребтом, на вершинах которого расположились архипелаг Чагос, Мальдивские и Лаккадивские острова. К западу от хребта дно довольно сложное, пересеченное. Там и Аравийско-Индийский хребет, там и горы со множеством вершин, выходящих на поверхность и образующих экзотические острова с необычным животным миром. А к востоку от Центрального хребта на тысячи миль раскинулось (так считалось раньше) спокойное ровное дно. Основанием для такого представления служи

ли редкие точки промеров в открытом океане и хорошо изученное, действительно почти ровное дно Бенгальского залива.

Но вот «Витязь» обнаруживает в 550 милях к юго-юго-востоку от Цейлона высочайшую гору, которой дали имя Афанасия Никитина — первого нашего земляка, увидевшего Индийский океан. Ну, гора так гора. Казалось бы, что особенного?

Во втором рейсе к западу от Амирантских островов и Суматры «Витязь» находит несколько подводных хребтов. А в районе горы Афанасия Никитина наши ученые открывают небольшой (на первый взгляд) хребет и несколько повышений.

И вот третий рейс... Промер оставшихся «белых пятен» окончательно приводит к выводу, что через

56

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Морская рука коралл
  2. Морские змеи черного моря

Близкие к этой страницы