Вокруг света 1963-07, страница 22

Вокруг света 1963-07, страница 22

Л. СЕДОВ

ы мчитесь по дороге из Коломбо в Тринкомали,

пересекающей Цейлон с юго-запада на северо-восток. Давно остались позади густонаселенные районы лобережья, где деревни сменяют одна другую непрерывной чередой. Проплыли мимо пылающие яркими цветами тропиков долины центрального нагорья. Остался позади Канди. И теперь серая лента шоссе бежит сквозь сплошное море джунглей. Редкими стали поселения. Ландшафт однообразен и безлюден.

Но будьте внимательны. Дорожный знак у деревни Инамалува покажет поворот направо. Сверните с шоссе. Через восемь километров стена джунглей внезапно расступится, и вы очутитесь у подножия лестницы, ведущей к угрюмому гранитному гиганту. Одинокая скала встала во весь свой исполинский двухсотметровый рост над окружающей равниной, покрытой непроходимыми лесами и пятнами скудных полей Это Сигирия — «Львиная скала».

Древние ступени, стертые подошвами бесчисленных пешеходов укажут вам путь. Прижавшаяся к отвесному склону узкая тропинка, робко проскальзывающая под нависшими глыбами, ведет в царство старинной легенды.

В давние времена в этом ныне обезлюдевшем уголке Цейлона находилось царство Раджарата. В конце V века н. э. им правил царь Дхатусена. У него было два сына — благородный и умный Моггаллана и бессердечный красавец Касьяпа. И еще была у Дхату-сены дочь, в которой он не чаял души. Однажды царю донесли, что с его дочерью жестоко обращается свекровь. Дхатусена приказал сжечь злую женщину на костре. Сын казненной — царский генерал решил отомстить за свою мать царю. Он вступил в заговор с царевичем Касьяпой, который жаждал захватить отцовский троч. Заговорщики устроили переворот и жестоко расправились с престарелым Дхатусеной, замуровав его живьем в стену. Новый правитель хотел убить и брата, но тот бежал в Индию.

Царство досталось Касьяпе, но с тех пор вечный страх ни на минуту не покидал узурпатора Боясь на

родной молвы, страшась беглеца брата, пугаясь собственной тени, отцеубийца покинул свой дворец в Анурад-хапуре и, отыскав отвесную скалу, торчащую посреди широкой дикой равнины, приказал выстроить на ней новую столицу. Так возникла Сигирия — неприступная крепость, причудливый мир узких ступеней и нависающих над пропастью галерей.

Лучшие мастера страны трудились над украшением столицы тирана, весь облик которой должен был внушать подданным мысль о безмерном могуществе и богатстве владыки. Отсюда Касьяпа восемнадцать лет правил царством. Но он так и не смог заглушить ужас перед неминуемым возмездием.

И возмездие пришло. Принц Моггаллана вернулся из Индии во главе большого войска. Касьяпа был побежден в битве и, страшась расправы, убил себя.

А Сигирия осталась жить в веках, как окаменевшая сказка, как одно из сокровищ мирового искусства...

Между тем вы уже высоко над землей. Справа пятидесятиметровый обрыв. Древние зодчие позаботились о безопасности посетителей. Тропинка с наружной сто- •

роны ограждена кирпичной стенкой высотой около двух с половиной метров. Эта стенка покрыта известковой штукатуркой, которая так искусно отполирована, что и теперь, через шестнадцать столетий, в ней можно видеть свое отражение. Ограда называется Кадапат-павура — «Зеркальная стена».

Не доходя до конца тропы, вы увидите спиральную железную лестницу, выстроенную на месте давно разрушенной временем деревянной. Поднимитесь по ней — на высоте двенадцати метров над тропой в скале есть углубление, где сохранились остатки росписи. Когда-то здесь была, по-видимому, огромная картинная галерея. Но дождь и солнце уничтожили большинство рисунков, и лишь в одном этом углублении сохранилось несколько женских портретов.

Женские фигуры несколько меньше натуральной величины и изображены в три четверти оборота, как бы поднимающимися из облаков. Некоторые нарисованы парами — госпожу сопровождает темнокожая служан

20