Вокруг света 1963-07, страница 25

Вокруг света 1963-07, страница 25

Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное, достоинство фотометода. Глаз человека всегда воспринимает источник света таким, каким он виден в данный момент. Оттого что мы будем смотреть на звезду несколько часов подряд, она не станет для нас более яркой. Иное дело — фотографическая пластинка. Светочувствительная эмульсия во время экспозиции накапливает свет, поэтому, если затвор фотоаппарата долго держать открытым, можно получить изображение слабых звезд. Так, в телескоп с большим зеркалом с помощью пластинки удается обнаружить звезды, в сто раз более слабые, чем видно в тот же телескоп глазом.

Фотографическая пластинка позволила заглянуть и в область «невидимого света» — получить изображение космических объектов в инфракрасных лучах. Это сразу открыло новые возможности, так как инфракрасные лучи хорошо проходят сквозь пыль и туман, сквозь межзвездную среду — там, где видимый свет пройти не может.

Когда свет был «надежно пленен», на помощь разведчикам вселенной пришли физики. Они не только сконструировали всевозможные измерительные и другие точные приборы для изучения космического света, но и разработали методы, которые помогли «расшифровать» информацию, содержащуюся в электромагнитных излучениях.

Физики, например, создали метод спектрального анализа — научились раскладывать световой луч на составляющие его цвета. Они установили, что каждый химический элемент при свечении дает свой особый спектр. В спектре раскаленных паров натрия, например, можно обнаружить две очень тесные желтые линии, в спектре калия — фиолетовую и желтую линии.

Спектр небесного тела стал его своеобразным паспортом. По расположению линий можно с большой точностью определить химический состав источника излучения. Более того, по яркости отдельных линий можно рассчитать, сколько того или другого элемента содержит светящееся тело.

В спектре Солнца, например, были обнаружены линии натрия, кальция, водорода, около четырехсот линий железа. Человек словно преодолел 150 миллионов километров и получил химические данные нашего дневного светила.

Теперь нам известны более 60 элементов, составляющих Солнце.

Но спектр дает и другую информацию. С его помощью можно определить температуру звезды.

Световой луч — хороший информатор. Но, как показали исследования последних десятилетий, далеко не единственный.

? гд;, - j

ВСЕЛЕННАЯ «РАЗГОВАРИВАЕТ»

Это произошло в годы второй мировой войны.

Гитлеровская авиация обрушила на Лондон лавины бомб. Первое время фашистские самолеты, неожиданно появлявшиеся со стороны пролива, чувствовали себя безнаказанными. Положение изменилось, когда охрану побережья приняли на себя чуткие антенны радиолокаторов. Невидимыми лучами ощупывали они небо и вовремя сообщали противовоздушной обороне о приближении немцев. Стервятники получали достойный отпор.

И вдруг у фашистов нашелся «союзник». В утренние часы во время воздушного нападения эфир заполнялся неизвестными радиосигналами. Они искажали показания локационных станций, путали операторов.

Тогда английское командование отдало приказ: во что бы то ни стало обнаружить таинственную радиостанцию и любой ценой уничтожить ее. Радиостанция была обнаружена, но разбомбить ее оказалось невозможным. Английским локаторам мешало своими передачами... Солнце.

Этот случай еще раз подтвердил прежние догадки ученых о том, что Солнце и другие небесные тела могут быть своеобразными радиопередатчиками.

Ученые выяснили, что одна из самых мощных космических радиостанций — это Солнце, наиболее близкая к нам звезда. Над поверхностью светила непрерывно перемещаются заряженные частицы, порождающие излучение радиоволн.

Радиоизлучение Солнца обладает довольно беспокойным характером. Когда на поверхности светила нет пятен, радиоизлучение весьма слабо. Но как только появляются пятна, возникает дополнительное, очень мощное а быстро меняющееся радиоизлучение.

Всестороннее изучение солнечных радиоволн стало сегодня неотъемлемой частью астрономических исследований. Оно имеет большое практическое значение. Как известно, активные процессы, происходящие на поверхности Солнца, являются «генератором» целого ряда геофизических явлений: магнитных бурь, полярных сияний и т. п. Ученые заметили, что по временам поток радиоизлучения Солнца неожиданно возрастает в миллионы раз. Эти мощные «всплески» происходят как раз в тот момент, когда на Солнце возникают так называемые вспышки. Примерно через сутки , после такого «радиопредупреждения» на Земле начинается магнитная буря.

В последние годы исследователи обнаружили, что и некоторые планеты солнечной системы посылают в космос радиоволны.

Особенно много нового узнали ученые благодаря радиоастрономии о планете Венера. Изучать ее обычным оптическим способом сложно: поверхность Венеры скрыта от нас сплошной пеленой облачности. Астрономы говорят, что на Венере всегда «пасмурная погода». Но для радиоволн облака — не препятствие. Именно радиоволны позволили заглянуть за облачную «паранджу» таинственной планеты.

Радист Венеры, посылающий нам сигналы, — это поверхность планеты. Как известно, всякое нагретое тело — источник радиоизлучения. Свойства посланных Венерой радиоволн зависят от ее температуры. Именно таким, косвенным, путем исследователям впервые удалось измерить температуру поверхности Венеры. Она оказалась весьма велика: 300 градусов Цельсия. Однако есть предположение, что не все радиоизлучение, которое приходит к нам от утренней планеты, имеет тепловую природу. Вполне возможно, что оно частично порождается какими-то электрическими процессами, происходящими в атмосфере Венеры.

Если это предположение будет доказано, то астрономам придется изменить свое мнение о Венере. Планета окажется не такой горячей, температура ее поверхности по некоторым теоретическим расчетам должна быть около +80 — 90 градусов Цельсия.

а Я

НЦИКЛОП€А "