Вокруг света 1963-07, страница 45

Вокруг света 1963-07, страница 45

БУГД

И нам они доставляют много хлопот: мокрые породы обретают непривычный для глаза цвет, то и дело приходится спешиваться, чтобы, расколотив молотком каменную глыбу, вглядеться в ее сухой излом. Пока на нашем пути — эффузивные породы, извергнутые древними вулканами в достаточно отдаленное даже с геологической точки зрения время — более 200 миллионов лет назад.

Ю. АРСЕНЬЕВ Фото автора

Шеред входом в ослепительно белое трехэтажное здание скалят зубы свирепые синие и зеленые львы. Но их вид не пугает даже ребятишек, которые Храбро взбираются на спины сказочных чудовищ. Эти львы стерегут сокровища, размещенные в просторных прохладных залах музея. Громадные скелеты древних хищников, кольчуги, кривые сабли, колчаны с длинными стрелами и пе-

скими геологами и рабочими, с которыми связала нас настоящая, крепкая дружба — бугд найрамдал.

ИСТОРИЯ ОБЫЧНОЙ НАХОДКИ

Наш маленький караван — два всадника и вьючная лошадь — пробирался сквозь тайгу. Густая мешанина стволов, веток и листвы то и дело скрывала и без того едва заметную звериную тропку. Словом, для «движения верхом и под вьюком», как пишут в справочниках, путь этот малопригоден. Колени то и дело больно стукаются о стволы молодых березок, тонкие хлесткие ветки

стрые бунчуки — изделия народных мастеров — рассказывают посетителям о далеком и близком прошлом страны.

И тут же рядом будущее Монголии. Оно в дарах ее недр — в тусклом блеске золотых самородков, в мерцании кристаллов топаза и бе-, рилла, в невзрачных на вид обломках известняка, гранита и железняка. Едва ли не каждый образец вызывает у меня воспоминания: перед глазами снова встают степи и тайга, бурные реки и выжженные скалы; долгие-долгие километры маршрутов, вечера у костров рядом с монголь-

Дружба

Сотрудничество Взаимопомощь

стегают лицо, изломанные сучья норовят попасть в глаз или сорвать с головы шапку. На лицо липнет паутина, растянутая между ветвей; оставшиеся без своих «сетей» толстые пауки назойливо шмыгают по рукам.

Уже третий день мы с восемнадцатилетним коллектором Бударахчой пробираемся геологическим маршрутом по этой чащобе.

Слева от нас, далеко внизу под крутым берегом изредка тусклой свинцовой синевой блеснет Селенга — самая крупная река Монголии. Мутная от непрекращающихся дождей, она стремительно мчится к далекому Байкалу. К ней тянутся бурные ручьи, несущиеся в узких каменистых руслах.

Мокрые скалы, обнажающиеся среди зарослей, отвесные стены — следы мощных разломов земной коры — нелегкое препятствие для лошадей.

Лишь на следующий день после полудня мы добрались до цели этого маршрута: залесенные горы расступились и раскрыли перед нами совершенно плоскую, зеленую, как бильярдный стол, равнину. Она четко вырисовывается на топографических картах и своей необычностью в этом горном районе давно привлекала наше внимание.

Первые же образцы пород раскрывают загадку: это плато из базальтовых лав более молодого возраста, чем породы, слагающие горные хребты. У самого края плато виднеются конусы небольших вулканов.

Лошади осторожно лавируют между огромными черными глыбами и вдруг останавливаются на краю узкого извилистого ущелья. Его отвесные стены как будто сложены из тысяч огромных черных карандашей. Такие формы принимают базальты в результате выветривания.

38

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Лев из конуса

Близкие к этой страницы