Вокруг света 1963-07, страница 63

Вокруг света 1963-07, страница 63

Загадочный «крылатый предмет», найденный в Уэленском могильнике.

бу с ними бросаются все самые разные средства — от глины до диметил-фт^шата, дым, марлевые пологи, всякого рода проклятия и даже заклинания (зря, что ли, мы занимаемся древностями).

В районе ламутской рыбалки Чикаево нашли еще одно древнее кострище. У берегов Красного озера, которое сообщается с Анадырем короткой полноводной протокой, нас ждала богатая россыпь обсидиановых орудий, отщепов, нуклеусов. Видимо, именно здесь, прямо у сырьевых запасов, находилась древняя «фабрика» по изготовлению копий, стрел, ножей и скребков. Никогда еще на Чукотке не встречались такие скопления каменных изделий. Их можно было собирать буквально ведрами.

Вскоре перед нами открылась широкая панорама Анадырского лимана. В поселок Анадырь мы попали не сразу — двое суток пришлось пережидать разгулявшийся шторм. Наконец «Бегущая по волнам» пристала к одному из причалов. Ящики с коллекциями отправили в местный краеведческий музей. Чукчи дали ему доброе имя: «дом, в котором знают все». Теперь нам предстояло заняться камеральной обработкой и обобщением богатого материала.

Бронзовый резец и наконечник стрелы из кремня (находки из устъ-белъских курганов).

Древний житель Чукотки (реконструкция головы по черепу, найденному в Уэленском могильнике).

Современная археология — это не только сбор древних предметов быта, орудий труда, не только хронологическая аналогия с прежними находками. Это детальнейшее исследование всего собранного материала. И тут на помощь археологам приходят физики. Что скажут они нам, подтвердят ли догадку, мелькнувшую во время раскопок на усть-бельских курганах? Пожалуй, ожидание ответа волнует не меньше поисков. Наконец длинные конверты со служебными штампами пришли в Анадырский музей.

— Да, — говорят физики, — спектральный анализ бронзы подтверждает сходство ее с бронзой из южносибирских могильников.

— Да, — говорят физики, — радиоуглеродный анализ углей из костров усть-бельских курганов показывает, что они были сожжены 2 860 лет тому назад. Допустимые отклонения не превышают плюс-минус 95 лет.

Я достаю свой рабочий блокнот. Вот запись, сделанная еще на раскопе. По нашим предположениям, захоронения относились примерно к началу первого тысячелетия до новой эры. Старушка археология не подкачала! В истории древней «каменной» Чукотки открыта новая. «бронзовая» глава!

Пришел ответ и от антрополога И. И. Гохмана из Ленинграда. Ученый написал, что человек, захоро

ненный более трех тысяч лет назад в районе Усть-Белой, был мужчиной 35—40 лет, имел характерное для монголоидов плоское высокое и широкое лицо со слабо выступающим носом. В целом же череп несколько странный — он сочетает в себе признаки арктической расы с байкальским типом североазиатской расы и близок не столько к юкагирам (байкальский тип), сколько к о ленным чукчам. Через некоторое время из Москвы от ученицы известного антрополога М. М. Герасимова Г. В. Лебединской мы получили и готовый скульптурный портрет этого человека. Первые исследования подтверждали мысль о том, что древние жители Чукотки переселились на Анадырь откуда-то с юга. Но для окончательного доказательства верности этой гипотезы нужно было собрать еще много фактов.

Начался новый период поисков — не у костров и курганов, а в музейной тиши. Первые же вечера, проведенные за изучением собранных коллекций, убедили нас, что в цепочке научных предположений не хватает отдельных, весьма существенных звеньев. Наши находки доказывали: уже три тысячелетия назад оленные чукчи знали бронзу. Но что же представляла собой в то время культура их поморских сородичей?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились «в гости» к древним охотникам на моржей и китобоям. Путь лежал на мыс Дежнева — край Азиатского материка.

Пароход «Донец» доставил экспедицию в эскимосский поселок Наукан, расположенный возле самого мыса, неподалеку от знаменитого Уэлена. У нас скромная задача: заняться раскопками вблизи этих с незапамятных времен обитаемых поселков, порыться в уже известных могильниках, побыть среди людей, с предками которых нас постоянно сводит профессия.

Скала Ченлун. По преданиям уэленцев, на вершине ее происходило сражение местных жителей и пришельцев с - запада —1 людей с железными стрелами, людей, угонявших оленьи стада. Если в основе предания лежат действительные события, то здесь археолога ждут богатые находки.

Вельботы подвезли нас к самой скале. Впечатление внушительное — Ченлун грозно уходит вверх трехэтажным уступом. Над нами крутые стенки осыпей. У воды остается крохотная полоска суши, на ней едва умещается палатка.

С трудом одолели подъем. Перед нами — развалины крепости, обрамленные низким каменным валом. Несколько деревянных пластинок от лат, трубчатая кость —■ да, здесь действительно было побоище. Судя по всему, местным