Вокруг света 1963-07, страница 62

Вокруг света 1963-07, страница 62

Мы плыли вниз по реке от поселка Марково до Анадырского лимана. Низкие полузатопленные берега. Под глинистыми обрывами — пятна нерастаявшего снега. Темная вода. Пейзаж мрачноватый, неприветливый.

Но древние жители Чукотки могли оценивать его по-другому. Холм, небольшой мыс, ручей — прекрасное место для охоты. Ведь не исключена возможность, что много веков назад люди били оленей с лодок, когда стада переправлялись через реки. Так позднее охотились юкагиры и чукчи. Если это предположение верно, то мы не уйдем отсюда без находок... Причаливаем к берегу и разбиваем лагерь.

Утром я отправляюсь на разведку. Осматриваю обнаженный склон берегового обрыва. Увы, пусто. Сверху открывается широкая панорама, долины Майна и Анадыря лежат как на ладони. Не могли древние охотники упустить такое место! Но долгие часы поисков проходят безрезультатно. Я уже спускаюсь обратно к лагерю, когда случайно выскочивший из-под ног осколок камня привлекает внимание. Он имеет признаки искусственной обивки. Присматриваюсь — несомненно, это дело рук древнего человека.

Объявляется всеобщий аврал. Мы находим го, что искали,— узкую полоску культурного слоя в желтой супеси на самом верху обрыва. Сантиметр за сантиметром ножами роем землю. И она щедро дарит нам осколки посуды, отщепы кремневых орудий, остатки костров. Теперь уже нет сомнения, что раньше на этом месте находилась охотничья стоянка...

Плывем дальше. Лодка подходит к поселку Усть-Белая. Еще издали на вершине большой сопки видно крохотное светлое пятно: палатка.

Эта точка давно отмечена крестиком на моей маршрутной карте. Здесь поиск ведут наши помощники, ученики одной из анадырских школ. Руководит юными археологами преподаватель А. Ходина.

Я просматриваю собранный ребятами материал. Длинные ноже-видные пластины, нуклеусы любопытные поделки из обсидиана и цветного камня. Ничего подобного не встречалось выше по Анадырю. Мы вступаем, очевидно, в область другой древней культуры, с принципиально иной техникой обработки камня. Очень интересно. Но еще раньше в районе поселка Усть-Белая было обнаружено десятка полтора невысоких каменных курганов. Что они расскажут исследователям? Мы начинаем раскопки сообща.

1 Нуклеус — остаток каменной заготовки, сохранивший форму того орудия, которое из нее было сделано.

Курганы скрывают в себе золу, угли, осколки древней посуды, наконечники стрел, скребки, медвежьи клыки. Но ни одной человеческой кости.

Наконец в одном из курганов обнаруживаем остатки человеческого скелета. Около него множество мелких дырчатых раковинок — первобытный бисер, украшавший шапки погребенных. В таких шапках хоронили покойников ламуты, тунгусы и другие таежные народы. Но особенно сильное впечатление производят яркие пятна — остатки охры возле черепа и на ребрах грудной клетки. Алый цвет символизировал огонь, который брал с собой умерший человек.

В том же кургане находим обломки глиняных горшков, уже знакомые ножевидные пластины. Мое внимание привлекают десятка два тщательно отделанных наконечников стрел. Они имеют вогнутый насад и поразительно похожи на стрелы, которые изготовляли прибайкальские и приленские жители в конце каменного и начале бронзового века. Но вот совершенно удивительная находка — бронзовое шило, покрытое темной окисью. А еще ниже — новый скелет, сохранившийся гораздо лучше первого. Никаких каменных вещей при нем нет, но зато рядом лежит маленький бронзовый резец. Дух захватывает от таких находок...

Много нового рассказал нам о занятиях и обрядах древних жителей Чукотки щедрый курган у поселка Усть-Белая. Но главное — бронзовые изделия! Бронза в тех местах, где, по нашим представлениям, еще три столетия назад был каменный век! Есть над чем задуматься археологу.

...И снова «Бегущая по волнам» спешит вниз по Анадырю. Теперь уже нет сомнения в успехе экспедиции. Мы нашли ключ к поискам древних стойбищ в речных долинах, у нас в запасе необъятный материал из усть-бельских курганов, а впереди еще новые находки. Приподнятое настроение не могут испортить даже комары. На борь-

Керамика древней Чукотки.

Значок из моржового клыка — стилизованное изображение бобрихи.

Здесь была стоянка древнего человека.