Вокруг света 1963-12, страница 36

Вокруг света 1963-12, страница 36

Эта разновидность летучих мышей, живущая на Яве, как бы природная модель «аэрокрыла без хвостового оперения».

торому они залепили воском рот и нос. Выпущенная в темную комнату, мышь повела себя точно так же, как и ее предшественница у Жюрсена.

— Вот доказательство! — заявили ученые. — Мышь не только воспринимает отраженные волны, но и испускает их.

Оказалось, что гортань летучей мыши способна излучать ультразвуковые колебания частотой от 50 тысяч до 100 тысяч колебаний в секунду. Делает она это короткими вскриками продолжительностью в 1/200 секунды. При приближении к препятствию число криков доходит до 60 в секунду, а у некоторых разновидностей — до 200, так что они могут с предельной точностью определить местоположение предмета. Внутреннее ухо мыши закрывается при крике и вновь открывается, чтобы зафиксировать отраженную волну Забавная вещь: при приземлении мыши пойти не пользуются своим природным эхолотом уверенные, что опускаются в нужное место; положите у входа в их убежище здоровый камень — и они разобьют себе нос.

Питаются рукокрылые самой разнообразной пищей, некоторые очень «поэтичной» — нектаром и пыльцой. Но большинство предпочитает насекомых. Некоторые же породы поглощают мелких птиц, ящериц, лягушек v слизняков. А тихоокеанские мыши даже выходят в море ьа «рыбный промысел», в основном на летающих рыб

Но есть среди рукокрылых и такие, которые в поисках животны> протеинов заходят слишком далеко ..

— Опять проклятый вампир! — в ярости кричит житель Аргентины имевший неосторожность задре

мать в жару где-нибудь в тени. Проснувшись, он порой обнаруживает у себя на большом пальце ноги длинный порез. Если такой порез сделать ножом, кровь течет обычно минут пятнадцать, не больше. После укуса вампира кровь не останавливается иногда целые сутки: при укусе он смачивает ранку слюной, которая не дает свертываться крови.

Кто же он, этот вампир? Нет, это не персонаж из фильма ужасов, а тропическая летучая мышь с очень благозвучным именем — дифилла.

Чаще она кусает домашних животных и высасывает из них кровь, а в отдельных случаях нападает и на спящего человека. Укус этой мыши почти неощутим во сне.

Отдыхает летучая мышь весьма своеобразно: буквально вверх ногами. Десятью коготками обеих ног она цепляется за потолок и может висеть так часами, не испытывая ни малейшей усталости: особое мышечное устройство схватывает в замок мускулы ног и не дает когтям разжаться; почти все летучие мыши, подстреленные во время сна, продолжали висеть — это доказывает полное отсутствие мускульного напряжения.

За исключением двух-трех видов, мыши живут стаями. Зимой, когда трудно добыть пропитание, они впадают в спячку и пребывают в этом состоянии по че-тыре-пять месяцев. Температура тела у них тогда опускается иногда до одного градуса, дыхание исчезает. С наступлением весны они просыпаются, проделывают несколько гимнастических упражнений чтобы согреться, w отправляются искать себе друга или подругу.

Новорожденный мышонок первое время лежи-? на мембране хвоста матери. Потом он начинает обследовать поверхность материнского тела и совершает по нему путешествия даже во время полета. Дитя быстро набирает вес и требует дополнительной пищи.

К счастью, к концу третьей-четвертой недели птенцы (или звереныши) уже могут летать сами. Настает момент, когда мать стряхивает с себя детеныша и тот, чтобы не разбиться о землю, начинает махать крыльями и летит...

Перевод с французского М БЕЛЕНЬКОГО

ронних, и вся стая действует заодно — в полном составе взлетает, одновременно пугается, одновременно успокаивается и вступает в драки.

Драки среди них происходят постоянно, особенно в жаркие дни, когда колония оказывается перенаселенной. Громоздящиеся на верхушках деревьев летучие лисицы обмахиваются крыльями, «забывая», что Hd них есть когти, которые могут поцарапать соседей Соседи взвизгивают от боли и царапаются в ответ так что с утра и до сумерек не прекращается махание крыльев, царапание, визг.

Сколько времени они живут в од-ьом месте? Старожилы города Бан-даберга утверждают, что эта колония существовала еще при их отцах, около ста лет назад «Большая стая... старая стая... такая же старая, как бумеранг», — говорили нам.

Мой приятель дважды выстрелил в гторону колонии. Мгновенно настала мертвая тишина. Казалось, будто все лисицы вдруг окаменели. Не было слышно ни единого крика, ни одного взмаха крыльев. Миллион пар

глаз уставился на нас. «Что это там за грохот?» — казалось, спрашивали они.

Но тишина длилась всего несколько секунд, хотя нам показалось, что гораздо дольше Внезапно весь островок как будто взорвался. Сотни летучих лисиц поднялись в воздух с шумом, похожим на хлопанье гигантских накрахмаленных простыней на сильном ветру. Постепенно лисицы собрались в группы. Некоторые из них на бреющем полете скрылись за островом другие перелетели протоку, третьи шумно присаживались на деревья над нами. Через несколько минут колония опустела. Небо тоже опустело Снова воцарилась тишина...

Все наши попытки поймать взрослую летучую лисицу были тщетными. Они оказались такими же осторожными и чуткими, как и их наземные «однофамилицы» Правда, местные жители ухитряются ловить их. Они зажигают костры вокруг гнезди-лиша, чтобы одурманить лисиц дымом. а потом сшибают их палками или бумерангом.

У нас была с собой сетка, но нам просто не удавалось подойти достаточно близко к лисицам, сидевшим на деревьях. Поймали лишь одного детеныша. Когда мы запихивали его в мешок, он яростно сопротивлялся. К счастью, на нас были кожаные рукавицы. Детеныш был уже достаточно взрослым, чтобы самостоятельно передвигаться, хотя всего несколько недель назад он, вероятно, путешествовал, уцепившись за мать.

Мы собрались уходить, когда внезапно заросли снова огласились хлопаньем крыльев. Решив что опасность миновала, животные возвращались на гнездилище. Драки, махание кры\ья-ми, царапанье и визг возобновились. Издали это напоминало стадион во время футбо\ьного матча.

Перевод с английского А. ИОРДАНСКОГО

Отдыхают летучие мыши именно таким образом — вниз головой.

32