Вокруг света 1964-01, страница 9

Вокруг света 1964-01, страница 9

И каждый из строителей испытывает преобразующее человека чувство — чувство труженика, вскопавшего землю и бросившего в нее зерна, чтобы плодами урожая жил весь народ.

Один из ангарских поэтов сказал о строителях: «Мы сами были первым урожаем».

Первооткрыватели Сибири и те, кто шагает по их следам, — они не только обживают Сибирь, но и открывают новые возможности ее освоения, скроенные уже по масштабам сибирских просторов.

Здесь людям, как и рекам, в берегах тесно.

...Недавно в Красноярске проходил слет молодых строителей Сибири и Дальнего Востока. В памятке делегата слета мы читаем о начале подвига:

«Весной 1932 года на таежном берегу Амура с пароходов «Колумб» и «Коминтерн» высадились строители. Это были первые 950 комсомольцев Москвы, Нижнего Новгорода, Украины и Северного Кавказа, приехавшие добровольцами строить новый город. Его назвали «Комсо-мольск-на-Амуре».

Факты нашего времени. Только за четыре года (с 1954 по 1958) в Сибирь и на Дальний Восток выехало 300 тысяч энтузиастов, а за первые годы семилетки — 237 тысяч добровольцев.

В последние годы при активном участии молодых строителей введены в действие двенадцать турбин Братской ГЭС, четыре агрегата Назаров-ской ГРЭС, линия электропередачи Братск — Иркутск, электрифицированная магистраль Москва — Байкал, 800-километровая Средне-Сибирская железная дорога, 58 объектов химической, нефтеперерабатывающей, горнорудной, металлургической, бумажной промышленности и стройиндуст-рии.

В Сибири выросли младшие братья первого комсомольского города: Ангарск, Амурск, Братск, Дивногорск, Железногорск, Мирный, Солнечный, Шелехов...»

Человека, легкого на подъем, в спортивном костюме, всегда можно встретить на станции читающим книгу. Этот человек не просто электрик — это тип романтика новой, преобразующейся Сибири. Он был открывателем, забирался в самую глушь, ставил первую палатку. Потом вырастал палаточный лагерь, потом поселок, потом... зажигались электрические лампочки.

И как только вспыхивали эти лампочки, его опять срывал с места ветер странствий.

Он уходил туда, где можно было забить первый колышек.

— И что тебя все носит? — спрашивали.

А он смеется. И не то шутя, не то серьезно отвечает:

ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ

Декабрьский Пленум ЦК КПСС выработал грандиозную программу ускоренного развития химической индустрии, химизации народного хозяйства. Осуществление этой программы — важнейший рычаг дальнейшего подъема сельского хозяйства, других отраслей производства и роста народного благосостояния. Поход за большую Химию — кровное дело всей партии, всего советского народа.

Во втором номере под рубрикой «Параллели и меридианы подвигов» будет опубликована подборка материалов, посвященная молодежи, которая по велению сердца, по зову партии и комсомола идет на стройки химии. Специальные корреспонденты журнала побывали на многих важнейших стройках в разных районах страны. Наше путешествие в страну, имя которой большая химия, будет продолжено и в дальнейших номерах.

А размах строек все шире разбегается по Сибири. Участники слета свое воззвание к молодым строителям закончили так:

«Мы обращаемся к тем, кто еще не был в наших краях, кто любит романтику, хочет приложить свои силы к настоящему большому делу. Приезжайте к нам».

Так говорили те, кого комсомольские сердца уже давно позвали в дорогу, кто идеи великой Программы КПСС воплощает в плотины и фабрики, железные дороги и города. «В созидании — романтика, в трудовых делах — продолжение революции» — вот их девиз.

Романтика... В каждом из нас живет путешественник, следопыт, каждому хочется заглянуть за черту горизонта, проложить тропу там, где нет следов.

Но не всегда еще мы улавливаем разницу между тем, чтобы просто увидеть и открыть, и между тем, чтобы, открыв, обжить. А порой обжить оказывается труднее, чем открыть. В Красноярске строитель говорит с трибуны слета:

— Мы перекрыли Енисей потому, что создали дружный коллектив, который стал сильнее Енисея.

И так могли говорить не только покорившие Енисей. Молодежь творит подвиги на всех параллелях и меридианах — от Уральских гор до Тихого океана.

ОТ УРАЛЬСНИХ ГОР ДО ТИХОГО ОНЕАНА

— Еду туда, где нет света, чтобы зажечь первую лампочку.

Романтика странствий оказывается романтикой созидания.

По Сибири ходит легенда об одном геологе. Ему казалось, что он облазил все горы в поисках места, никому не известного. И когда ему казалось, что он наконец-то набрел на открытие, он вдруг обнаруживал след человека. След этот мог быть и засечкой, сделанной на стволе дерева кем-нибудь из дружинников Ермака. Ему стало казаться, что он слишком поздно родился. Ему нужно было свое открытие, нужна была своя первая тропа, а он вынужден идти уже по протоптанным следам.

И разозлился он тогда, и ударил кулаком по чьей-то засечке, и... вдруг забил фонтан нефти.

Конечно, это легенда. Но мысль в ней заложена сильная.

Нужно уметь и по старым следам ходить, как по новым, еще никем не проложенным.

Идите только на восход, навстречу утренней заре.

Открытия всегда сопутствуют тем, кто идет навстречу восходу.

Со строителями всегда перемещается и Утренняя Заря, начинающая новый день.

Подборка материалов <гНавстречу утренней заре» подготовлена специальнымиt корреспондентами <гВокруг света» А. Виноградовым и JI. Кривенко.

7