Вокруг света 1964-03, страница 51

Вокруг света 1964-03, страница 51

камне отверстия. В трещины скалы вбиваем крючья для растяжек троса. В приемную часть наливаем из канистры вазелиновое масло. Оно нужно для того, чтобы не испарялась из приемника вода, чтобы осталась вся до капли, когда в будущем году сюда придет «снимать осадки» кто-нибудь из ребят. Осадкомер собран. Вот и все.

Установлены два прибора, около крупнейших тянь-шаньских вершин вморожены в ледник измерительные рейки, определена погода в самой верхней точке Иныльчека, нанесены на карту кроки ледника и окружающих гор. Наконец-то появится точное физико-географическое описание этого «белого пятна». Теперь — домой.

ПОСЛЕДНИЕ СТРАНИЧКИ

Я перелистываю последние листки блокнота.

«Идем третий день. В полдень увидели теке. Так зовут здесь горного козла. Стоит метрах в пятидесяти, смотрит на нас. Рядом козленок. Минут через двадцать по карнизу пятисотметровой скалы про

неслись еще три теке, осыпав нас камешками. Прямо рядом мясо бегает! Здесь его много — нетронутый край».

...«Вынужденный привал. У меня оторвалась лямка рюкзака. Ребята падают, уже не в силах снять свои рюкзаки. Налаживаю ремни. Встаю. Сережа Айрапетьянц спрашивает:

— Что так быстро?

— Быстро сообразил.

— Жаль...

— Что жаль?

— Что быстро сообразил».

...«В кастрюле с холодной водой развели молоко. Больше продуктов нет. Из всех рюкзаков собираем по крошке табак. И вдруг Володя Царенко находит великолепный сухарь. На брата достается по кусочку величиной с ластик. Блаженство!»

...«Ночью была гроза. Хлещет дождь со снегом. Втаскиваем рюкзаки в палатки. Горы красные от молний».

«Спустились с ледника перед вечером. Среди травы — ягодки, красные, с двумя сросшимися головками. Жестковатые, на вкус сластят. Но потом горько. Едим».

«Встретил нас Филипп Матвеевич, на которого была вся надежда. Но лошади еще не пришли, продукты кончились».

...«Филипп Матвеевич! Скольких бродяг выручал ты? Есть у тебя продукты! Банка баклажанов. Картошка. Варим ее с очистками. К чаю он достает баночку с медом— неприкосновенную. Угощает:

— Это из собственных ульев! Трехлетний. Нектар! Идет прямо в кровь.

Да нам хоть какого, лишь бы побольше!

— Володя, а ты говорил, что никогда меда не любил».

Но в конце концов не в трудностях дело. Их встречают те, кто прорубается сквозь тайгу и кто несет тепло тундре, кто строит город в пустыне и кто в далекой стуже Ледовитого океана водит корабли, — мало ли какие препятствия бывают в дороге.

Главное, что в схватке с суровой природой, со своей слабостью, с невзгодами ребята проверили себя, свою силу, способность, служить людям.

ные археологами в Тикале. Могилы простогсг люда — это неглубокие ямы, расположенные обычно внутри жилищ под полом. Находки здесь небогатые и состоят из пары глиняных сосудов и нескольких обсидиановых предметов. Резко выделяются среди них пышные погребения знати и жрецов, особенно найденная в 1961 году «гробница с росписями». Она высечена в твердом скалистом грунте, под входом в один из центральных храмов. Стены просторного помещения гробницы были покрыты белой штукатуркой, а поверх нее — уникальными росписями. Строители гробницы оставили точную дату ее сооружения — 18 марта 457 года н. э.

В центре помещения археологи нашли скелет, принадлежавший рослому мужчине средних лет, а вдоль двух противоположных стен гробницы лежали два детских костяка с разбитыми черепами. Вероятно, это были насильственно умерщвленные слуги покойного, призванные сопровождать своего господина в загробном мире. В могиле были сложены десятки керамических сосудов, множество драгоценных нефритовых украшений и обсидиановые предметы различного назначения.

Долгое время среди ученых было распространено мнение, что племена майя, отделенные от соседних областей цепями каменистых холмов, непроходимыми лесами и болотами, развивались почти в полной изоляции от внешнего мира. Так считалось еще и потому, что древние майя не имели ни домашних животных, которых можно было бы использовать как тягловую силу, ни колесного транспорта. Все грузы, в том числе гигантские каменные блоки для стел, переносились людьми.

Тем более поразительным оказался размах торговых и культурных связей майя, которые удалось проследить по находкам в Тикале.

В «гробнице с росписями» археологи нашли много предметов не тикальского происхождения. Сначала это их удивило. Но когда исследовали другие находки, перед учеными открылась картина оживленного общения Тикаля с соседними и даже весьма отдаленными районами.

Самыми обширными были связи с долиной Мехико, главный торговый и культурный центр которой — город Теотихуакан, находился от Тикаля на расстоянии 800 миль. Отсюда майя получали в большом количе

стве высококачественную расписную керамику и обсидиан для выделки орудий и оружия.

Широко пользовались жители Тикаля и различными дарами моря. За многие километры с атлантического побережья и с берегов Тихого океана доставлялись в Тикаль морские раковины, водоросли, кораллы.

А драгоценный нефрит — символ богатства, высоко ценившийся майя за красоту и твердость, привозился в Тикаль с гор теперешней Гватемалы.

И ВСЕ-ТАКИ ЗАГАДКА ЕЩЕ НЕ РАЗГАДАНА

Одна из главных загадок древних майя — их происхождение. Мексиканские ученые считают, например, что предки майя пришли с северо-запада, из Мексики, и были связаны с таинственной культурой ольмеков. Часть американских археологов предполагает, что эта культура возникла на местной основе вчтропических низменных районах Гватемалы, там, где находятся древнейшие города майя Тикаль и Вашактун. Другие же помещают древний центр культуры майя в горные районы Гватемалы.

Эту проблему должно было помочь решить в какой-то мере изучение тех пластов культурного слоя, которые относятся к раннему периоду жизни Тикаля. Но здесь американских ученых постигла полная неудача. И немалая доля вины в этом лежит на самих исследователях. В погоне за эффектными находками (стелы, алтари, фрески и т. д.) они часто пренебрегают рядовыми маловыразительными памятниками, имеющими тем не менее огромную научную ценность. Вместо того чтобы вести раскопки широкими площадями, на всю глубину культурного слоя, американские археологи ограничились расчисткой и изучением крупных архитектурных сооружений — дворцов и храмов. Эти здания, находившиеся на поверхности, отражали, естественно, лишь последний этап в жизни города и не могли дать никаких сведений о более древних временах.

Выводы ученых о культуре майя носят пока предварительный характер. Раскопки в Тикале продолжаются. Археологи Мексики, Гватемалы, США ведут поиски и в других районах.

45

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Картины из каменной крошки

Близкие к этой страницы