Вокруг света 1964-05, страница 18

Вокруг света 1964-05, страница 18

Уснувший было оппонент высовывает из спального мешка нос:

— Вот это — о!

Сочная звезда, проскользнув между еще не созревшими светилами, упала где-то за лагерем. И вдруг мы до конца осознали все.

Теперь, вместо того чтобы после обеда лежать кверху набитым животом, лениво спорить о вале, продолжая дообеденную полемику, или мечтать о чем-ни-будь, но обязательно несбыточном, мы будем ходить по пыли потные, грязные, сгибаясь под тяжестью рюкзака и нивелира, и копать, копать, копать, только с темнотой возвращаясь в лагерь.

Охота не просто хуже неволи, а намного хуже!

«...старые надписи, старое оружие, посуду и все, что зело старо и необыкновенно... Где найдутся такие, всему делать чертежи, как что найдут» (Петр I, Указ).

«Если археолог узнает от местных жителей, что кто-то из них нашел каменное орудие или глиняный горшок, он обязательно допытается, где и что найдено, отправится на место находки и поищет — нет ли чего интересного» (А. С. Амальрик и А. Л. Мон-гайт. «Что такое археология»).

Вал (еще одно продолжение)

Профессионал сидит на корточках на самом дне раскопа, уткнув ошкуренный солнцем нос в только что отрытый слой, — считает песчаные прослоечки. Ров очищен полностью, почти по всей длине раскопа уже виден материк — та земля, которую от сотворения мира никто не рыл, разве что динозавры.

Помощник профессионала уже никаких споров не ведет: наступил такой этап, когда «свежий глаз» и, мягко говоря, незагруженный наукой мозг становятся помехой в работе... Поэтому он заворачивает керамику и мужественно, самоотреченно молчит. Завернув накопанные черепки и косточки, он переносит их на самую верхушку вала и начинает мыть. Бездумная и легкая черновая работа. Время от времени он саркастически поглядывает на свое начальство, обливающееся потом под грузом солнца и научных гипотез.

...Вот она, пятиметровой глубины и восьмиметровой ширины траншея, наш раскоп. В длину он превышает тридцать метров — мы гордимся своим детищем! Одна из стенок — отвесная, зачищенная. И все слои, слои, слои... Как теперь все просто и понятно! Вот там, наверху, горизонтальная площадка с остатками фундамента боевой башни, найденными в первые же дни работы. С площадки вниз по склону сбегает узкий черный слой. Неужели же надо было несколько дней ломать себе голову, чтобы понять и убедиться, что это земля, высыпавшаяся из разрушенных городен? А ниже?

Здесь начинается собственно вал — могучий, горделиво опирающийся на деревянные конструкции, зацементированные глиной (железобетон средневековья!). Слева, со стороны городища, очаг. Ясно, что угольный слой, идущий от очага, — это культурный слой гет-ского поселения. Почему-то он прогибается книзу. Пока еще не все раскопано, но уже очевидно, что это результат оседания почвы под многотонной тяжестью вала. Через два-три дня все будет ясно окончательно.

Из лагеря несет вкусным дымом. Скоро обед.

— Андрей Ленардыч, — раздается снизу голос рабочего, — посмотрите, пожалуйста!

Что там? Интересный черепок? Кость, покрытая орнаментом? Профессионал нехотя вытаскивает нос из песчаных прослоек, стряхивает с него пыль, идет к рабочему... Остановился, нагнулся и... хватается за голову. Легкой серной слетает вниз помощник.

Угольный слой оборвался...

Пережженная косточка*..

Н а краю раскопа сидит корреспондент. Его интересуют боги, гробницы, ученые, и вообще он жаждет подземных дворцов.

Из раскопа высовывается Курчанинов и протягивает корреспонденту вместо дворца пережженную косточку.

— Вот косточка, она уже развалилась. Но вы прислушайтесь к ней...

За десять лет работы на городище ни разу не были найдены языческие символы, а на поселении за ним — христианские. Отсюда предположение, что знать, жившая в цитадели, приняла христианство, а ремесленники, «прописанные» на неукрепленном поселении, оставались язычниками. Получается интереснейшая картина социального неравенства и религиозной розни в городе. Ничего отрицающего это предположение найдено не было. Но когда нет фактов отрицающих, это половина дела. Нужны факты подтверждаю-

^ >

о

иугщ г

^ Л1' ......

Л v" \

«...было найдено большое количество предметов, домницы, печи для обжигания руды».

щие. А^ подтвердить это мог только могильник племени, который бы рассказал об обряде захоронения. Могильник искали, могильник нашли. В курганах оказались глиняные урны с пережженными косточками. Сожжением усопших родственников занимались только язычники. Следовательно, язычество поселян было подтверждено.

Физики и лирики

Физики-добровольцы, объявившиеся неожиданно в нашем лагере, уже третий день готовят переворот в археологии. Тут надо вспомнить, что по распространенной в литературе классификации, делящей род человеческий на физиков и лириков, археологи — ярко выраженные лирики. И переход нескольких наших кол-

16