Вокруг света 1964-05, страница 21

Вокруг света 1964-05, страница 21

ТРЕХПАЛЫЙ ОБОРОТЕНЬ

Над головой темные кроны сосен, а выше перевернутый ковш Большой Медведицы, голубовато-зеленая Полярная звезда...

Я сижу с ружьем на дереве. Впереди залитая лунным светом поляна. На снегу темнеет туша убитой зверем косули. В воздухе ломкая зимняя тишина. Ни звука, ни шороха.

Неделю назад пожаловался мне лесник:

— Зверь какой-то начал баловать. Осенью находил разорванных зайцев. А сейчас вот — косуля, из тех, что весной выпустили в заказник. И не пойму, кто это мародерствует: метелью следы занесло.

— Может, волки?

— Не та хватка. Они сразу бы полтуши убрали.

— А не медведь-шатун?

— Нет, на медведя совсем не похоже. Ну, ничего, не каждый день снег идет. Разберемся по следам.

Вскоре погода установилась. По следам мы опознали двух рысей. Они здесь подолгу не держались, были

«проходными», как говорят охотники. Свалят косулю или лосенка, поедят «свежатины» и на неделю, на две оставляют округу. А потом опять появляются.

Самец-вожак был «меченым» — побывал в капкане и два пальца там оставил. С легкой руки лесника мы стали звать его «трехпалым оборотнем».

Он умел ловко уходить от своих преследователей. Уходил «верхом» — по деревьям, отсиживаясь потом в густом хвойнике. А когда его пробовали взять собакой, делал круг и, затаившись на суку, у своего следа, бросался сверху и загрызал гончую. И вот уже несколько ночей по очереди с лесником я стерег зверя у «привады» — зарезанной им косули.

Мороз крепчает. Медленно тянется время. Сколько сижу, а месяц прозрачной хрупкой льдинкой только немного продвинулся над лесом. Спать нельзя: зверь может появиться каждую минуту.

Но что это? Вдруг мне почудился наверху в ветвях легкий шорох. Я поднял глаза, напряженно всматриваясь в темные вершины. Две зеленоватые звезды резко передвинулись

ЧИТА ТЕЛЬ СООБЩАЕТ

в сторону, вспыхнув фосфорическим отблеском.

Зверь! Стараясь не зашуметь, медленно поворачиваюсь и поднимаю ружье. Но звезды-глаза гаснут, и неясный силуэт в пролете ветвей сразу исчезает. Раздается хруст сучьев: очевидно, рысь спрыгнула на землю.

«Значит, почуяла, а напасть побоялась», — подумал я, вытирая сразу вспотевший лоб. На рассвете по следам я увидел, что звери действительно были совсем недалеко, на деревьях. Обнаружив засаду, пустились наутек через незамерзающее моховое болото.

Мародерству рысей все же был положен конец. Они были обнаружены в непролазной чаще бригадой зверобоев, выехавших на волчью охоту. Федор Петрович Васильев, старший егерь, решил сам пойти в загон. Редкий знаток повадок зверя и опытный, бывалый «окладчик», он сумел загнать рысей на стрелковую линию. И охотник Силаев встретил «трехпалого оборотня» и его напарницу метким дуплетом.

И. ТОЛОКОННИКОВ, Москва

® от® к® и к we

ВОКРУГ

;вш

Это мало кому известный уголок Северной Осетии — Ди-гония. Но студенты-альпинисты исходили его вдоль и ввысь. Лагерь разбит на поляне Нахашбита, откуда покорители гор штурмовали все окрестные вершины.

Фото Ю. МЕЛЬНИКА. Киев