Вокруг света 1964-05, страница 22

Вокруг света 1964-05, страница 22

Ч итатели хорошо знают книгу Жака-Ива Кусто «В мире безмолвия», написанную им вместе с Фредериком Дюма. В 1963 году вышло новое произведение французского учено-ю — «Живое море». Это сжатый, но полный интереснейшие наблюдений, поэтических зарисовок, увлекательных эпизодов отчет о работе группы Кусто на протяжении многих лет — с /95/ по 1962 год.

Подводные исследователи вносят свой вклад в развитие самых различных отраслей науки. Их волнует проблема охраны природы, животного мира. Группа Кусто неустанно совершенствует приборы и аппараты для подводных работ, изобретает и испытывает новые приспособления.

Есть у Кусто заветная мечта — сделать так, чтобы человек в море чувствовал себя, как рыба в воде. И тут он уже многого достиг.

Наш журнал постоянно следит за работами Жака-Ива Кусто. В конце прошлого года мы рассказали о его опытах с подводными домами В этом номере публикуется глава из книги «Живое море».

МАНЯЩИЕ ОСТРОВА

ЖАК-ИВ КУСТО

...«Калипсо» шла курсом на Сейшельские острова, **уть ли не последний на земг.е «неоскверненный» уголок тропиков. Кое-кто совершенно серьезно утверждал, что легендарный Эдем находился на Маэ, главном острове Сейшельского архипелага лежащего в экваториальной части Индийского океана.

На восьмой день после выхода из Бахрейна мы увидели на горизонте веера кокосовых пальм. Это был Денис, самый северный из Сейшельских островов. Его жители, креолы, выращивали кокосовые орехи и заготавливали копру. Молодой владелец плантации прибыл на «Калипсо» вместе со своей юной темноглазой женой, которой я бы ни за что не дал больше пятнадцати лет. Их сопровождал управляющий, рослый белокурый мужчина, с виду лет тридцати. Позднее мы узнали, что плантатору сорок один год, его жене двадцать девять, а управляющему сорок восемь! Вот уж подлинно острова неувядающей юности.

Сейшельские острова, расположенные у восточного берега Африки, — колония Великобритании, управляемая английским губернатором. Административно к ней относятся, кроме Сейшельских, Амирантские острова и небольшая группа остро-нов Альдабра.

Но мы спешили дальше, и когда настал час расставания, обитатели Дениса завалили палубу «Калипсо» кокосовыми орехами, бананами, зеленоватыми апельсинами. Принесли даже серенького поросенка, которого мы тотчас окрестили Артуром. Наш пес Боннар пришел в бурный восторг, однако шокированный поросенок не принял его предложения устроить возню и затрусил прочь. Мы выручили Артура: оберегая его достоинство, заточили поросенка в стоявшее на палубе «акулоубежище».

В нескольких милях от Маэ на «Калипсо» обрушился ливень. Мы даже обрадовались прохладному душу. Внезапно впереди открылась словно картинка из волшебного фонаря — в ярких лучах солнца зеленая гора, а над ней сразу две радуги! Это было редкостное зрелище.

В тропических морях преобладают коралловые и лавовые острова, но Маэ сложен из красного и черного гранита. Могучие пики вздымаются со дна океана, с глубины двенадцать тысяч футов. Красиво обтесанные искусным ваятелем-ветром громады покрыты пышной зеленью. Тропическая растительность сочетается здесь с субтропической: почти круглый год держится ровная температура, около 24 градусов тепла.

20