Вокруг света 1964-06, страница 28

Вокруг света 1964-06, страница 28

психоз передается спасателям, и те подчас начинают думать, что стихию победить нельзя».

Пилот поднес к губам микрофон. Он вызывал каньон Эль Пао, чтобы сообщить о нашем прилете. Просил разложить опозкавательные знаки.

Я обернулся. Вельский спал, удобно устроившись на опущенной спинке. На лоб ему съехала брезентовая шапочка с подогнутым козырьком. Рядом поперек кресла, перекинув ноги через поручни, сидел Стшелец-кий.

Самолет подпрыгивал на кочках, срезая крылом верхушки кустов. Моторы наконец утихли, и нас поглотила тишина. Я открыл дверь кабины. В лицо ударил сильный запах цветов: от луга шла волна теплого воздуха. Я сделал шаг вперед, и сразу из-под ног веером бросились потревоженные насекомые.

Долину окружали горы, покрытые лесами. К ним уже начинало клониться солнце. За поясом кустарника виднелись верхушки палаток.

Мы занялись багажом. Подбежал пилот.

— Прошу подо ждать минутку, сейчас прибудет помощь.

— Спасибо. Не беспокойтесь, — улыбнулся я. — Носить рюкзаки для нас дело привычное.

В эту минуту нас обступили встречающие. Они рассматривали нас с нескрываемым любопытством. Я подумал, что седой человек в соломенной панаме и есть профессор Пьетри. Он протянул руку, а затем вдруг остановился в замешательстве.

— Кто эти люди? Кашицкий не прилетел?

— Esta bien, senor professore— отозвался я. — Кашицкий — это я. Мы прибыли, как обещали, и теперь к вашим услугам.

Профессор сделал шаг вперед, поправил очки, а затем снял шляпу.

— Позвольте сердечно вас приветствовать. Я не спал трое суток. Прошу меня извинить, я не узнал вас... вы так молоды. Я бесконечно рад. Должен вам признаться, что со вчерашнего дня даже меня охватили сомнения. Прошу прощения, позвольте представить вам — Вероника Сантос из «Эль Мирон», журналистка.

У нее были огромные глаза под пушистыми темными бровями, тень от ресниц падала на щеки Черные волосы касались плеч.

— Добрый вечер, сеньорита, — сказал Стшелец-кий. — Мое имя...

— Дайте мне, пожалуйста. — Она коснулась рукой ящика, который тот нес. — Я вам помогу.

...Мы разбили палатку неподалеку от главного лагеря. Профессор ушел, пообещав скоро вернуться. Мои товарищи распаковывали рюкзаки, а я направился в лагерь рабочих-спасателей. Поговорил с солдатами, вертевшимися около полевой кухни, заглянул в палатки. На походных кроватях спали люди. Рядом лежали кирки.

За лагерем стоял геликоптер. В кабине кто-то спал, растянувшись в кресле Из палаток выходили перемазанные в глине, невыспавшиеся рабочие. Жадно пили воду, черпая ее из большой бочки. От воды несло хлоркой. Реки здесь не было.

Я уже узнал, что работа проходчиков идет в три смены. А солдаты ищут в лесу новые входы в пещеру.

— Сколько здесь солдат? — спросил я рабочего, который веткой акации мешал суп в котле.

— Откуда я знаю!

— Ну сколько все-таки? Батальон? Рота?

— Да нет, где там, сеньор. Человек двадцать. «Вот тебе и цепи солдат, прочесывающих леса», — вспомнил я сообщение прессы.

Появился профессор Пьетри. Не говоря ни слова, он уселся на ящике. Отложил в сторону шляпу, вытер лоб платком, снял очки. Под глазами у него были черные круги.

— Сеньор Кашицкий, — начал он. — Я уже договорился со своим начальством, что вы возьмете на себя руководство спасательными работами.

«Мы не можем согласиться. — размышлял я. — Профессор думает, что это только из вежливости. Он очень

1 Все в порядке, сеньор профессор (исп.).

устал. Мы прибыли сюда не для того, чтобы наблюдать за работой горняков. С самого начала мы готовились принять участие ъ спасательной экспедиции». Все это я ему высказал.

— Хорошо! — ответил профессор. — Я согласен!

— Этой ночью мы все осмотрим, — сказал я. — А вы отдохните.

* * *

— Попробуйте найти Эстансу, — обратился я к товарищам. — Ну этого, который уцелел Я скоро вернусь.

...Стшелецкий разыскал Эстансу, спавшего в одной из палаток.

У Эстансы волосы были растрепаны и перемазаны глиной: днем он работал в одной из галерей. Он долго не мог прийти в себя и, протирая глаза, повторил то, что уже было нам известно. Плана пещеры нет. Группа начала составлять план, но все рисунки остались внутри грота. Лагерь на поверхности уничтожило лавиной. Если даже в лагере и были наброски, сделанные Каррерой, руководителем группы, то и они пропали без следа.

Сам Эстанса не знал пещеры. Как самый младший, он сторожил лагерь на поверхности. Он не имел понятия о расположении ходов под землей.

В пещеру исследователи взяли четыре ящика с продовольствием. В день трагедии два ящика должны были еще остаться нетронутыми.

Я не сомневался, что спелеологи после катастрофы уменьшили рацион. Но сегодня, на четвертый день, запасы, наверное, уже иссякли.

За трое суток их еще можно спасти, если, конечно, они не ранены и не поддались отчаянию.

— Где был ваш верхний лагерь? — спросил я Эстансу.

— Там, у подножья горы.

— Идем!

— Куда вы идете? — обратилась к нам Вероника. — Можно мне с вами?

Мы прошли примерно с полкилометра. У подножья горы лежали сломанные деревья, обломки скал, испещренные трещинами.

— Здесь, — сказал Эстанса.

Мы осмотрели остатки лагеря, надеясь найти хотя бы обрывки бумаг.

Вероника перебирала шелковые лохмотья палатки. Я увидел, что ее руки и платье покрыты желтой пылью.

— Что это за порошок? — спросил я

— Не знаю.

Я наклонился. Толстым слоем на земле лежала желтая пудра, смешанная с щебенкой, травой и обломками веток. Я попробовал щепотку на вкус.

— Флюоресцеин! Эстанса, вы окрашивали воду?

— Нет, сеньор. Мы лишь собирались это сделать, но катастрофа...

Подошли Вельский и Стшелецкий. Для нас было ясно, какое значение имеет это открытие. Эстанса не понимал, в чем дело.

— Слушай! — Я схватил его за плечи. — Ручьи в пещерах окрашивают для того, чтобы установить, где они выходят на поверхность. Потом осматривают соседние источники и водоемы. Есть такие где-нибудь в окрестности?

— В скале в нескольких километрах отсюда есть отверстие, откуда вытекает поток, образующий водопад Сальто Анхел Это знаменитый водопад. Кажется, в прошлом году — меня тогда здесь не было — делалась попытка окрасить воду. Спустя несколько недель окрашенная вода показалась в водопаде. Мы хотели повторить опыт с большим количеством флюорес-

1 Сальто Анхел — «литературный двойник» высочайшего в мире водопада Энджел Фоллс (высота 980 метров), открытого в 1935 году летчиком Джимми Энджелом в Венесуэле.

Об истории открытия водопада Энджел Фоллс рассказано в очерке Н. Павлова «В затерянном мире», опубликованном в журнале «Вокруг света» № 12 за 1956 год.

24