Вокруг света 1964-07, страница 11воз туземцев обезлюдил значительно острова Ново-Гебридские и Соломоновы и распространил в них заразительные болезни». Новые Гебриды долго оставались яблоком раздора. Лишь в 1906 году, опасаясь, как бы острова не попали под власть третьего, рвавшегося к дележу претендента— Германии, «высокие договаривающиеся» хищники Франция и Великобритания установили для Новых Геб-ридов статут кондоминиума — совместного владения. Прошло более полувека. Внешне далекий архипелаг остался прежним. Те же заливы, рифы, джунгли — «непременный ассортимент» для страждущих экзотики. Традиции и образ жизни племен, как и на протяжении тысячелетий, также не подверглись изменениям — экзотика здесь находится под охраной европейцев и только для европейцев. Ну, а что же принесли «совладельцы» — участники кондоминиума — своим подопечным за эти полвека? Ведь в самом увековечивании такой «экзотики» — обвинение «цивилизаторам», искусственно сохранившим ее и затормозившим историческое развитие острова. I ft ми Ц)оЛен те кост^ о.Малекула!^ sSo.Амбрим о.Эфате^ о.Эроманга v о. Танна о о. Анейтьюм 0 10 100 им AMOK ПРАЗДНУЕТ НАМЕНГИ В центре Амока, крохотней деревушки, вкрапленной в неприступную зелень плато Биг-Намба в глубине острова Малекула, гулко звучит большой тамтам; барабаны поменьше и погремушки рассыпают звонкую дробь. Тесным кругом стоят празднично одетые и украшенные жители племени намбов, а в центре самозабвенно пляшут двое — этнограф француз Фредерик Дри-лон со своей женой. Их товарищ по экспедиции профессор Жиль Артюр мастерски управляется с тамтамом или, надув щеки, успешно имитирует саксофон. Белая пара танцует ча-ча-ча, твист и прочие новомодные танцы — все, что они могут продемонстрировать в качестве «национальных» танцев в ответ на ритуальные танцы намбов. Этнографы — первые белые, за много лет попавшие в Амок. От селения Танмару на побережье до Амока не более сорока километров. Но лишь на третий день пути над крышей набухшего леса (сейчас — период муссонов) возникают дымки жилья, а на тропинке словно вырастают атлетически сложенные воины с ружьями. Молодой вождь — кали, убедившись в добрых намерениях прибывших, приглашает их в Амок. Он гостеприимно предоставляет им намель — большую хижину из плотно пригнанных стволов, крытых листьями. Она будет служить жильем, фотолабораторией и студией звукозаписи. Дрилон и Артюр приехали к началу На-менги — самого крупного праздника намбов. Наменги устраивается в июне, в конце сельскохозяйственного цикла, раз в пять лет. Праздник связан с повышением в звании молодого вождя или кого-либо из его родичей. У намбов существует несколько званий, тщательно соблюдаемых; принадлежность к каждому из них дает определенные права. Для мужчин существуют два высших звания — «велвел» и «мелаул»»; причем они даются не только членам семьи вождя, но и самым отважным и искусным воинам. Что касается сыновей вождя, то они получают звание «велвел» по наследству. Это, однако же, не избавляет их от сурового воспитания и :»а-калки: вождь должен быть самым сильным и смелым. Намбы подразделяются еще и на большие семейные группы, «специализирующиеся» в каком-либо определенном занятии. Например, одна большая семья — мастера по возведению хижин и тотемов, строители и скульпторы; другая — музыканты; третья — мастера по плетению корзин; есть даже группа париев, поставлявшая жертвы. Когда назревала война, вождь посылал человека из этой семьи во враждебное племя. Его либо убивали в знак того, что жажда мести удовлетворена, либо отсылали обратно — это означало, что войны не избежать. 168- 170° |