Вокруг света 1964-07, страница 12ся друг от друга одеждой и украшениями. Но по случаю праздника Наменги они украшают себя перьями, раскрашивают тела краской, приготовленной из коры дерева и смешанной с маслом какао. Праздник j посвящен возведению сына вождя в звание «мелаул». Под призывное содрогание барабанов женщины садятся в круг. Они щелкают в ритм пальцами, раскачиваются, улыбаются. Мужчины «гримируются» тут же на площадке. Первый танец — танец с ружьями. Ружья — единственное напоминание что все происходит в нашем веке. Кстати, чего-чего, а оружия «совладельцы» архипелага не жалеют: «Пусть дикари воюют друг с другом...» Мужчины выстраиваются в две шеренги, женщины подходят к ним и легонько касаются ладонью плеча. После этого напутствия шеренги, ритмично раскачиваясь, сближаются, охотники вскидывают ружья — и воздух раскалывает залп. И снова танцоры, крадучись, начинают «выслеживать дичь» А в это время в углу площадки открывается нечто вроде «сельскохозяйственной выставки»: туда приносят ямс, гигантские бананы, лучшие кокосы, самых упитанных поросят. Как только кончается танец охотников, вождь — весь в великолепии праздничного наряда — дает сигнал. Экспонаты «выставки» подаются «на стол». Женщины извлекают из-под горячих камней куски мяса с кореньями, завернутые в листья. Тропическое лето в разгаре. С высоты неба на Амок обрушиваются все двести тонн полуденного солнца, но ритм Наменги все нарастает. Среди намбов вряд ли найдется кто-нибудь, кто не умел бы петь, танцевать, а ведь песни эти никто не записывает. Столетиями передаются они из поколения в поколение, так же как ритуальные движения. Гармония ярких красок — их никогда не смешивают — поражает своей законченностью. Тотемы над крышами хижин, призванные охранять дом от дурного глаза, покоятся на ажурных, тонко выполненных подставках. Тотемы тоже убраны перьями — сегодня Наменги. Вот и главный «номер» праздника — Танец человека-птицы. Из зарослей появляется нибель — человек-птица. Тело его покрыто белой краской, синими и красными полосами, на голове набор перьев. Он — олицетвоое- Девочка из Амока Холостые мужчины каждой из этих групп живут в большой общей хижине. Воин имеет право иметь одну жену — правда, это правило не распространяется на вождя. В будни намбы разных званий не отлмчают- ние всех злых сил. Он пронзительно кричит, машет руками тянется скрюченными пальцами-когтями к танцующим. Тревожно стучит маленький барабанчик — высушенный кокосовый орех. Смолкает пение. Нибель разбивает цепь танцующих, кружится быстрее, быстрее и, наконец, прыгает в сторону сидящих женщин. Но мужчины стеной становятся на его пути. Снова звучит песня, и злой дух, устрашенный решимостью защитников, отступает и скрывается в джунглях. Добро победило!.. ИМЯ БОГА — ДЖОН ФРУМ К югу от Малекула, в центре архипелага, лежит остров Эфате. Здесь находится столица кондоминиума Порт-Вила. В одноэтажных домиках — резиденции обоих верховных комиссаров. На берегу несколько больших зданий — склады оптовых торговцев, скупающих у местных колонистов копру, кокосы, какао и хлопок. Это самый обжитой и «цивилизованный» остров: на нем не осталось коренных жителей, их место заняли выходцы с полуострова Индокитай. Южные же острова — Танна и Аннейтьюм — почти не исследованы. «Итак, остров Танна. Восемь тысяч жителей разбросаны по двумстам пятидесяти селениям. Говорят они на восьми разных языках. Над островом выгибает горб небольшой, прямо-таки комнатный. вулканчик Яхве. Он выпускает в доказательство того, что он настоящий, пушистый султан дыма, долго не рассасывающийся во влажном воздухе». Так начинает рассказ о Новых Гебридах французский исследователь Бернар Вилларе. До острова Вилларе удалось добраться на моторке пастора-адвентиста. Это один из многочисленных конкурирующих миссионеров-проповедников, нахлынувших на острова архипелага. Местные племена после каждого нового крещения упорно возвращались к идолопоклонничеству, освященному вековыми традициями. Ну, как им было поверить в белого Христа — чужого бога и чужого спасителя, если сам белый колонизатор сумел принести им лишь рабство, скверный ром и болезни?! Кто знает, не получил ли белый цвет ни-беля — злого духа — новое осмысление после начала колонизации? В последние десятилетия христианские миссионеры и проповедники многочисленных сект, отпочковавшихся от христианства, развили на островах бурную деятельность. Однако, как признавался Вилларе пастор, «плоды наших трудов пока не соответствуют нашему энтузиазму». Здесь, на острове Танна, родилась новая, необычная религия под названием «Джон Фрум». ...Несколько женщин в юбках из травы в молчании стоят возле массивного деревянного креста, выкрашенного в красный цвет. Селение Бисер расположено на западной стороне острова и прилегает к маленькому озерцу с прозрачной зеленой водой. Неправдоподобно огромные листья, гладкие стволы и это озеро с лежащими в нем облаками напоминают тревожные экзотические картины Руссо. Подходящее место для рождения нового «бога». Джон Фрум упомянут впервые в докладе английского резидента в 1941 году. Он сообщал, что некое сверхъестественное существо якобы появляется на опушке леса и «прорицает» жителям. Имя его Джон Фрум. Он же велит им вновь пить кава — напиток из корней, содержащих тонизирующие вещества, — запрещенный миссионерами. Вскоре местные прорицатели объявили народу, что Джон Фрум избрал Танна местом для земного рая: гористый остров станет ровной плодородной долиной, деньги белых потеряют свою магическую силу, никто не будет болеть болезнями белых, и все вновь обретут молодость и бессмертие, как бывало прежде. Существует легенда о том, что раньше таннаиты не умирали. А когда начинали стареть, приходили к колдуну, тот читал заклинание, и они вновь становились молодыми. Но однажды старый колдун сам прочел заклинание и помолодел. Его маленький внук, увидев незнакомого юношу, испугался и заплакал. ю |