Вокруг света 1964-09, страница 23ЗЕРНА СЧАСТЬЯ В Таиланде праздник первой пахоты — Бек На — начинает... министр земледелия. Он трижды обходит вокруг по\е за позолоченным плугом, а потом разбрасывает по полю семена риса. Собравшиеся зрители подбирают «счастливые» зерна, чтобы потом примешать их к тем, что будут высевать на своих полях. А после того как соберут урожай, отмечается в Таиланде праздник качелей. На высоте в тридцать метров от земли сооружается перекладина, к ней на длинной веревке подвешивают сиденье, так, что оно находится метрах в пяти от земли. Четверо парней в одеждах «покровителей дождя» усаживаются на качели. Рядом устанавливается бамбуковый ствол, на вершине которого привязан мешочек с деньгами. Если «божество дождя», раскачиваясь, поймает мешочек, оно даст воду. Раскачиваются, поскрипывают качели — будет рис... не будет... будет... не будет... Поймал! Зрители рады Теперь уж наверняка будет вода. И будет рис! КАРНАВАЛ ЗЕЛЕНИ В есна в Швейцарии. Зеленеют долины, луга и горные пастбища, проходят первые весенние грозы. Наступает время выгона стад на пастбища... Впереди стада пастухи ведут самую лучшую корову; у нее на рогах висит большой подойник — чтобы была удача, чтобы было молоко... Пастухи трубят в воронки для процеживания молока. ___ После того как стада выйдут на пастбища, в первое воскресеньь мая начинается карнавал трав и цветов. Молодые парни сажают деревья в честь своих возлюбленных, дарят им цветы. А вечером загораются огни, звучит музыка, идут танцы. Пришла весна!.. На праздник, посвященный воссоединению Западного Ириана с Индонезией, прибыли в Кота-бару на пирогах папуасы со всего побережья. До поздней ночи продолжаются танцы лани, кузнечика, шакала. В основу этих танцев положены бушменские сказания и легенды. Все танцуют. Все сыты. Охота была удачной- ОХОТА БЫЛА УДАЧНОЙ О удачной охоты возвращаются бушмены. Они убили серну, и теперь пищи хватит всем. Сердце серны делят между стариками, печень получают охотники. Всем остальным жителям деревни тоже достается по солидному куску мяса, и начинается пир. А вечером все собираются у костра на праздник по случаю удачной охоты. Коронный номер праздника — охотничьи танцы. Танцоры быстро двигаются вокруг костра. Они изображают погоню за серной. Вот од тн из них вырвался из Kpyia. Он — «серна». Охотники натянули луки. «Серна» прыгает в сторожу и исчезает за кустом. Охотники идут по следам. Настигли... «Серна» бросилась навстречу бушменам, будто стараясь забодать их. Но разве этим их испугаешь? Один из охотников поднял копье, и при хохоте всех зрителей и участников «труп серны» уносят от костра. За танцем серны следует старинный танец обезьян. Бушмены очень наблюдательны: мимику, жесты и движения обезьян они передают с удивительной точностью. Хитрые охотникн и тут побеждают: пойманных «обезьян» уводят в селение. СЕВ И ЖАТВА В Ассаме, на востоке Индии, отмечается древний праздник Бохаг Биху. Этот праздник связан с началом посевов, он самый главный праздник в году. Приходится Биху на середину апреля, во время него происходит совместная охота и рыбная ловля, общий пир и танцы. Во время трудовых праздников внимание уделяют и верным' помощникам людей. В эти дни каждый хозяин моет коров и быков, готовит для них особую пищу. Ведь им предстоит работать и в пахоту и на по^ве. На юге Индии, там, где живут телугу, праздннк труда бывает в декабре. Это Санкранти — праздник окончания жатвы. В первый день праздника крестьяне торжественна сжигают весь накопившийся за год мусор. Над дерев-ням л поднимаются столбы темного дыма, будто по всему краю свирепствуют пожары. Один из дней праздника посвящен домашнему скоту. Крестьяне приходят к коровам и волам, благодарят их за помощь в труде, за хорошую работу. Затем их украшают гирляндами цветов и угощают самыми изысканными лакомствами. 1» |