Вокруг света 1964-09, страница 34

Вокруг света 1964-09, страница 34

надцать тридцать. В это время «Селена» должна была идти по Кратерному Озеру. Предполагают, что ее накрыло лавиной. Идите к горам, лро-верьте, нет ли где следов свежих оползней или обвалов.

— А как с вероятностью новых толчков? — озабоченно спросил водитель.

— Очень мала, если верить обсерватории. Они говорят, теперь, когда напряжение разрядилось, до следующего раза может пройти не одна тысяча лет.

Но уже через пятнадцать минут Пылекат-2 разрушил последние надежды тех, кто ждал у приемника.

— Говорит Пылекат-два. Поднимаемся по каньону. Очень много завалов, мы еле-еле пробились. Вот и сейчас вижу следы обвала — десять тысяч тонн камня, не меньше, сорвалось. Если «Селена» погребена здесь, ее не найдешь. Даже нет смысла искать.

Диспетчерская молчала так долго, что пылекат включился снова:

— Алло, диспетчерская, вы меня слышали?

— Слышим, — устало ответил главный инженер. — Попытайтесь обнаружить хоть какие-нибудь следы. Высылаю на псмощь Пылекат-один. Вы уверены, что нет никакой возможности откопать их?

VI

• я есть о том, что поиски прекращены, дошла до -Li «Лагранж-II» в момент, когда Том Лоусон с опухшими от недосыпания глазами уже заканчивал монтаж нового приспособления к стасантиметровому телескопу. Так старался, спешил — и выходит, впустую. «Селены» нет в Море Жажды.

Том рассердился, что зря потрачены и время и труд. Не мелькать на экранах новостей всех обитаемых миров заголовкам: «Молодой астроном находит пропавших туристов»... Рухнули мечты о славе.

«Селена» не оставила на Море Жажды видимой колеи, но должен быть инфракрасный след. Винты судна подняли с глубины одного фута относительно» теплую пыль и разметали ее по гораздо более холодной поверхности. «Глаз», способный уловить тепловые лучи, мог и через несколько» часов после прохождения «Селены» отыскать ее колею. По расчетам Тома, он успел бы завершить инфракрасный поиск, прежде чем Солнце, взойдя, сотрет все намеки на тепловой след в холодной лунной

На листке бумаги физик Мекензи начертил предполагаемую кривую роста температуры. Каждый час он наносил на график показания висящего на переборке градусника. Увы, они поразительно точно совпадали с прогнозом. Еще двенадцать часов, и температура превысит сто десять градусов по Фаренгейту, появятся первые жертвы теплового удара. Как ни гляди, им остается жить не больше суток. В этих условиях стремление капитана Ханстена поддерживать моральное состояние пассажиров выглядело совершенно нелепым. Добьется он успеха или нет — послезавтра уже не будет играть никакой роли.

А впрочем, так ли это? Пусть у них только два выбора: умереть как люди или умереть как звери, первое, несомненно, лучше. Даже если «Селену» никогда не найдут и никто не будет знать, как ее узники встретили смертный час.

Пожалуй, лучше поспать немного, пока жара не стала невыносимой. «Селена» не рассчитана для сна, да что поделаешь... Хан-стену понадобилось двадцать минут на то, чтобы продумать все детали, затем он посовещался с капитаном Харрисом и обратился к остальным:

— Дамы и господа, на долю каждого из нас выпал сегодня утомительный день, и я думаю, все не прочь немного поспать. Вероятно, вы заметили, что в кабине становится жарковато. Температура будет некоторое время повышаться. Поэтому я советую снять всю лишнюю одежду, удобство сейчас важнее чрезмерной щепетильности.

Мы выключим внутреннее освещение, — продолжал Ханстен, — но, чтобы не оставаться в полной темноте, включим на минимальную мощность аварийный свет Один человек будет дежурить в кресле капитана. Капитан Харрис уже составляет график дежурства, смена через два часа.

Пат Харрис выбрал себе место на самой корме, даже не в кабине, а в тесной камере перепада. Здесь был удобный наблюдательный пункт. Через открытую дверь он видел всю кабину до самого носа, мог следить за каждым пассажиром.

Аккуратно сложив форму, Пат сделал из нее подушку и лег на жесткий пол. До вахты шесть часов> хорошо бы поспать.

Спать... Истекают последние часы его жизни — в все-таки больше ничего не остается делать.

Последнее, что видел Пат, проваливаясь в забытье* как доктор Мекензи снял очередные показания термометра и аккуратно нанес их на свой график, точно* астролог, составляющий .гороскоп...

Когда капихан проснулся, в кабине было заметно» жарче. Однако не жара разбудила его за целый час до начала вахты, а едва слышный шорох, настолько тихий, что на мгновение Пат заколебался* уж не почудилось ли ему?

Внезапно Пат понял, почему шум разбудил era.

30