Вокруг света 1964-10, страница 36

Вокруг света 1964-10, страница 36

МИРАЖИ ЛАБЫНКЫРА

(Окончание. Начало см. на стр. 24)

Окончательно добил наши надежды Федор Николаевич Кириллов. Еще в коридоре его лаборатории в Якутске нас встретили стеллажи с несчетным количеством экспедиционных трофеев.

Ну, конечно же, первое, что он сказал, увидев нас: «Что нового вы узнали о сордоннохском «змие»?»

Два месяца в 1962 году экспедиция ихтиологов, которую возглавлял Кириллов, подробно обследовала озеро Лабынкыр и другие озера Сордоннохского плато.

«Рыбы там много. И все же ее не хватило бы, — сказал Федор Николаевич, — чтобы прокормить «свирепого хищника» таких размеров, каким он представился Твердохлебову. Он бы просто погиб от голода. И уж совсем плохо стало бы этому чудовищу, если бы оно оказалось вегетарианцем. В воде озер Сордоннохского плато очень мало водной растительности. Я считаю, Твердохлебов видел мираж, рефракцию воздуха. В своих биологических исследованиях мы не нашли подтверждения и гипотезе Твердохлебова о недавнем изменении наклона Сордоннохского плато от Охотского моря к Ледовитому океану».

Итак, мы подводим итоги: что же на самом деле видел Твердохлебов.

Мираж? Порывы ветра на воде? Плывущего лося или медведя? Быть может, огромную щуку? А может быть, во всем виноват багульник, его ядовитые испарения? В зной и безветрие у всех участников экспедиции не прекращались головные боли, расшаталась нервная система, плохо работало сердце — ведь об этом писал сам Твердохлебов...

После опубликования дневников В. Твердохлебова на озерах Лабынкыр и Ворота, кроме экспедиции гидрогеологов и ихтиологов, побывали небольшие группы туристов. Им не удалось увидеть «чудовище». Но с убеждением «что-то здесь есть» они не расстались. Слышали ночной крик, сильные всплески и даже сумели сфотографировать один такой всплеск и след на воде.

В прошлом году возникло новое предположение: существо, которое увидели Твердохлебов и Башкатов, — гигантская амфибия, впадающая в анабиоз на 7—8 месяцев, когда поверхность озер покрыта льдом. Сторонников этой гипотезы оказалось достаточно много для того, чтобы летом этого года «взять под обстрел» все Сордоннохское плато, все его озера. Что ж, даже если подтверждения новой гипотезе и не найдется, эти исследования принесут большую пользу — они расширят знания об интереснейшем районе нашей необъятной страны.

В ОБЪЕКТИВЕ —ЭНЗОТИНА

В ПЛАВНЯХ КУБАНИ

Фото Н. НЕМНОНОВА, спец. корр. «Вокруг светап

Следующим этапом практики студентов-зоологов МГУ были плавни Кубани.

Плоская обширная равнина, исчерченная большими и малыми протоками, испещренная пресными и солеными озерами и озерцами.

Буйные заросли осоки и тростника, болота, сырые луга, тихие старицы и спокойные открытые протоки дельты кишат жизнью. Здесь приволье для птиц, рыб, пресмыкающихся, зверей.

Каждый год в плавни приезжают экспедиции зоологов и рыбоводов. Человек наблюдает, осторожно и тонко регулирует жизнь обитателей плавней.

Среди распаханных, заселенных, обжитых степей Прикубанья кипит и гомонит этот красочный дикий мирок.

Часть кубанских плавней осушена и занята под сельскохозяйственные культуры. На плодородных отвоеванных у болот почвах выращивают рис и овощи.

Н. Немнонов запечатлел на фотоснимках несколько моментов из жизни кубанских плавней: гнездо рыжей цапли; белые кувшинки, стерегущие покой озера; хохлатую грациозную птицу, которую зовут поганкой только потому, что ее мясо несъедобно. (Фото на вкладке.) Черепаха, всплывшая из темных озерных вод, и белая важная цапля, идущая по своим «делам». (Фото внизу.)

См «Вокруг света» № 1, 3, 5, Ь за 1964 г«