Вокруг света 1965-04, страница 70У него было двадцать две «достоверные» биографии. Книги его были пере ведены почти на тридцать языков. Но никто не знал его настоящего имени. «Я чувствую себя рабочим среди людей, безвестным и неназванным, как каждый рабочий, который вкладывает свою долю в движение человечества к прогрессу», — отвечал через печать назойливым репортерам всемирно известный «Неизвестный», писатель, скрывающийся под псевдонимом Б. Травен. В седьмом номере за прошлый год мы рассказали о полной трагических превратностей судьбе этого непримиримого защитника угнетенных. Публикуемый рассказ «Солнце» взят из сборника мексиканских рассказов Б. Травена. Рисунок С. ПРУСОВА СОЛНЦЕ • днажды индейский вождь, по имени Плюма Негра, явился к испанскому монаху Бальвер-ду-миссионеру. Это произошло в те времена, когда некоторые католические миссионеры, проповедуя христианство в Мексике, стремились не только к тому, чтобы упрочить светскую и политическую власть церкви, но и желали снять с индейцев бремя грехов и помочь им обрести спасение в раю. Вождь Плюма Негра сказал монаху: — Нашими богами, особенно старшими, мы вполне довольны. Но вот с младшими у нас то и дело случаются неполадки. Когда нужен дождь, бог дождя не посылает, а когда ждешь сухой погоды, вдруг куда-то убегает бог теплого ветра. Так же и со многими другими младшими богами. Старейшины моего племени держали совет и решили, чтобы я отправился к тебе, вестник новой религии, послушать, не сумеешь ли ты предложить нам лучших богов. Если мы убедимся, что твои боги лучше наших, то признаем их, а своих богов забудем. Расскажи нам про твою веру. Мы выслушаем тебя и все, что ты расскажешь о своих богах, передадим нашему народу. И объявим тебе наше решение. Патер Бальверд в ясных, безыскусственных выражениях изложил сущность евангелия, как излагают ее ребенку. Все, что могло бы внести неясность, он, разумеется, опустил. Вождь слушал монаха, не прерывая. Когда монах закончил, вождь сказал: — Мой добрый друг, я выслушал все, что ты сказал мне и моим советникам. Я мог бы ответить сразу же. Но ты объяснял так терпеливо, что я обдумываю ответ. Мне будет досадно, если, поторопившись, я скажу что-нибудь опрометчивое и причиню страдание тебе и твоим богам. Теперь я пойду спать. А утром вернусь и скажу, что я надумал и какое принял решение. И оно не будет поспешным. Ведь когда высказываешь правду хоро- Б. ТРАВЕН 68 |