Вокруг света 1965-06, страница 6

Вокруг света 1965-06, страница 6

шторм перевернул или залил лодку в открытом море. Подготовка — испытать заранее каждого участника, как он плавает и держится в холодной воде. Проверка не из приятных, но что поделаешь?

Один раз предусмотренная ситуация произошла. Шли мы как-то в 1939 году вдвоем с Пашкой Федоровым на парусной бударке — местной лодке — вдоль пустынных берегов восточного Каспия. Кстати, одно из правил: не уходить далеко от берега, особенно если ветер дует с суши. Ночь провели без высадки из-за сильного прибоя, на якоре. К вечеру второго дня при штормовом ветре напоролись-таки на камни у мыса Токмак, да так, что сойти было невозможно. Дело было в октябре, и темнело быстро. Сбросили с лодки все тяжелое — балласт должен быть расположен так, чтобы его можно было выбросить в любую минуту, — и спрыгнули сами. Пустую бударку удалось снять с рифов. Кое-как в ледяной воде мы довели ее до берега и закрепили среди камней. К счастью, сохранились относительно сухими спальные мешки.

Утром один из нас лежал с температурой (кажется, это был я), а второй (заранее испытанный) подобрал на берегу и со дна почти все наше имущество. Потом он целый день сколачивал обшивку и конопатил щели. В результате бударка снова была «на плаву», и еще через день мы входили на ней в залив Кендырли, где нас приютили на метеостанции. Работа в конце концов была завершена. И сейчас при встречах с доктором геологических наук П. В. Федоровым мы снова и снова переживаем эту ночь, но видится она уже сквозь романтическую дымку.

Путешествуя, вы п о-н овому узнаете край, с которым были знакомы лишь по книгам. Собственные представления, воспоминания и выводы позволят по-своему отнестись к прочитанному и к тому, что еще предстоит прочесть. И на карте вы будете видеть много больше, рассматривая даже те места, где еще не удалось побывать.

Работали мы как-то в Мезенском заливе. Я на всю жизнь сохранил память об этом крае и его удивительных людях.

Помню, как учились мы местным способам рыбной ловли (ибо надо было кормиться). Старики поморы дали нам старые сети. Мы прилаживали их

особым образом к шестам и, когда во время отлива море уходило, выбирали места для ловушек. Сети, закрепленные на врытых в землю шестах, болтались на ветру и выглядели довольно нелепо. Потом все заливало море, и через 12 часов, садясь друг другу на плечи, мы выбирали камбал и ершей.

Старики выезжали «на тоню» с весны и жили все лето. Рыбу они «квасили» в бочках. Много светлых вечеров провели мы вместе, слушая поморские были. Спокойный окающий говор поморов незабываем. Здоровые красивые лица, неторопливые движения, корабельная аккуратность во всем хозяйстве. Вот бы организовать из таких целую экспедицию!

В чем польза nytemecTBMfi? Для нас, исследователей, каждое путешествие — это «контейнер» научных фактов. А факты — воздух науки. Умение видеть и помнить в основном является прирожденным, но оба эти качества можно развивать и совершенствовать. Надо только хотеть видеть и запоминать. Многие явления, которые мне довелось наблюдать раньше и которые я в то время еще не мог, да и не пытался объяснить, впоследствии — в нужные моменты — неожиданно выплывали из глубин памяти.

Один раз — я еще был студентом — наша экспедиция остановилась в заливе Шуберта на карской стороне Новой Земли. После соответствующего инструктажа — это была моя первая научная экспедиция — мне поручили самостоятельные маршруты. С анероидом и записной книжкой я должен был замерить высоты древних морских террас и набросать схему их расположения.

Террасы были удивительны. Карабкаясь вверх по крутому склону, вдруг попадаешь на идеально горизонтальную площадку метров 20 шириной, которая узкой лентой тянется вправо и влево на громадное расстояние, огибая все выступы и вогнутости берега. Трудно представить, что здесь, в десятках метров над водой, когда-то тоже бушевало море и срезало коренную породу. Таких террас было несколько на разных высотах. Нужную схему я составил и через несколько лет забыл о ней.

Когда лет через тридцать пришлось специально заниматься изучением работы моря в процессе

На многие сотни километров в районе Обь-Иртышского междуречья протянулось болото Васюганье — уникальный природный комплекс. Процессы болотообразования идут здесь чрезвычайно интенсивно — ученые подсчитали, что ежегодно в районе Васюганья заболачивается около 5000 гектаров, И вместе с тем

этот район чрезвычайно перспективен для хозяйственного освоения. Помимо больших промышленных запасов торфа, здесь открыты богатые месторождения железа, а на северной и западной окраинах Васюганья обнаружена нефть. Однако без крупных мелиоративных работ освоение полезных ископаемых Васюганья невозможно.

Комплексный отряд географов решает проблему, как бороться с заболачиванием этих мест.

По таежным тропам Центрального Забайкалья пройдет отряд молодых геоморфологов, возглавляемых кандидатом географических наук В. Чичаговым. Изучение рельефа позво-