Вокруг света 1965-06, страница 78

Вокруг света 1965-06, страница 78

Ступени зеленого ада

(Окончание. Начало на стр. 20)

В-третьих, мощность месторождения оценивается приблизительно в 30 миллионов тонн (разведка еще продолжается), и оно одно могло бы приносить стране прибыль в размере всего национального дохода Бразилии за 1962 год. А между тем концерн платит по концессии бразильскому правительству... 4 процента рыночной стоимости каждой добытой тонны.

Тяжело несет свои воды к морю мать-кормилица Амазонка...

Я решил подняться вверх по Амазонке до Манауса, хотя все отговаривали меня. Меня пугали ужасающим пеклом, множеством опасностей для здоровья. Здесь тысячи разновидностей насекомых: «экстра» — муха, которая откладывает на коже микроскопические яйца, вызывающие болезненное воспаление, черная «ихени», укус которой оставляет такую рану, будто тебе ткнули в это место горящей сигаретой, «фиуме», от которой, если даже она просто проползет по руке, рука вздувается на несколько недель.

Я все же решил подняться по этой сказочной реке по следам судов царя Соломона, которые, как утверждает легенда, возили отсюда древесину на украшение Иерусалимского храма.

Поначалу меня ждало разочарование: великая река, первозданность которой на всем течении не нарушена ни одним мостом, плотиной или дамбой, была удивительно однообразна. Она катит тяжелую мутную волну меж далеко раздвинувшихся берегов, на которых не заметно и следа человека: на тысячу километров — ни огонька, ни дымка, ни силуэта крыши. Куда ни кинь взгляд — тесно, словно вражеское войско, стоят деревья.

А между тем еще в XVII веке в этих местах, кажущихся сегодня мертвой декорацией, обитало более двух миллионов индейцев. Они жили в здешних краях, укрощая и подчиняя себе природу. Задолго до других народов они применяли вакцину от укусов змей, используя настойку из измельченных ядовитых змеиных зубов; они плели из лиан стулья и пользовались духовыми ружьями — сарбаканами с кураре; они умели изготавливать краски, сохранявшие свою сочность на жгучем тропическом солнце; они сажали маниоку, сладкий картофель, помидоры, красный перец и табак; они жарили рыбу на масле «бабассу», которое используют сейчас в США для производства маргарина; они делали каучуковые сандалии из сока гевеи; они умели выделять из сока ивы салицилат и принимали его от головной боли задолго до того, как европейские аптекари начали робко использовать его... Но они не сумели изобрести ни пороха, ни ружья.

Поэтому португалец Педру Тейшейра, поднявшись в 1637 году на семидесяти судах вверх по Амазонке, не встретив сопротивления, расстрелял ctex индейцев, высыпавших на берег поглядеть на пришельцев. Его примеру следовали все, кто приходил позже.

Берега обезлюдели. Индейцы старались скрыться как можно глубже в чаще, где их не могли настигнуть картечь и меч «слуг божьих». Однако даже там их настигла каучуковая лихорадка —- мы еще вернемся к ней. И индейцы без всякого сомнения исчезли бь! с лица земли, если бы не нужда в дешевой рабочей силе — в зеленом аду поднялся спрос на рабочие руки. В конце XIX века генерал Рондон, тянувший через джунгли телеграф, грозил смертной казнью «за убиение индейцев». Сейчас в столице существует «служба защиты индейцев». Необходимость в ней огромна. Один из руководителей управления, Давид Нутельес, говорил мне, что владельцы крупных плантаций, имеющие собственную вооруженную до зубов охрану, по сей день устраивают облавы на индейцев, заставляя пойманных работать на себя. И, думаю, вовсе не для туристов продаются сейчас в Белене — в открытую! — наручники, ошейники и цепи. А ведь сейчас, в 60-е годы XX века, в живых осталось около ста тысяч индейцев.

Манаус лежит при слиянии Рио-Негро и Амазонки, в гГолутора с лишним тысячах километров от океанского побережья. Он похож на остров, затерянный среди зеленого океана растительности. Единственная связь его с внешним миром —- река и раз в неделю самолет. Это дно Зеленого ада.

И вдруг — трамвай! Да, в Манаусе проложена первая в Латинской Америке трамвайная колея, а многочисленные дворцы итальянского барокко и мраморная опера свидетельствуют о том, что некогда этот город знал вершину расцвета...

Индейцы готовили себе обувь «на заказ»: надрезали гевею, обмазывали ее соком ногу, а затем ждали, пока не высохнет первый слой. Сверху на него накладывали второй, третий, пока на ноге не образовывалась великолепная «галоша» толщиной в сантиметр. Последний глянец наводили, подставив «обувь» солнцу. По мере снашивания «обувь» заменялась.

Индейские «галоши» повергли в смятенье умы промышленников и бизнесменов — в дождливом Лондоне или Ливерпуле резиновая обувь была необходимостью. Однако в зимние холода каучук-сырец становился непригоден. Ввозить его в Европу в таком виде было бессмысленно. Но вот в середине XIX века была изобретена вулканизация, и деловой мир забился в лихорадке.

Амазония — единственное в мире место, где росла каучуконосная гевея, — дала десятки тысяч тонн каучука-сырца. Зеленый ад крепко держал монополию. Центр вывоза — Белен быстро наливался богатством.

С началом XX века промышленность потребовала больше резины: появился автомобиль. Тысячи и тысячи авантюристов вылезали на пристань Белена и, поправив на поясе кобуру с увесистым кольтом, углублялись в джунгли. Постепенно они добирались до Манауса, тогда небольшой индейской деревушки в излучине двух рек.

Первое время они скупали драгоценный сок у индейцев, расплачиваясь рыболовными крючками, тряпками и стеклянными украшениями. В Европе в это время цень! на резину лезли на головокружительную высоту. За два месяца в амазонской глуши рождались баснословные состояния. Но все упиралось в «легкомыслие и беззаботность этих индейцев». И когда краснокожие перестали регулярно поставлять требуемый товар, торговцы сами отправлялись на его поиски. Прямо в джунглях они

76

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Декорация стульев

Близкие к этой страницы