Вокруг света 1965-07, страница 69

Вокруг света 1965-07, страница 69

ОДИН ШАНС ЭРИКА ПАУЛСЕНА

|атаясь, вышел из моря человек, упал, поднялся, снова упал, пополз к ближайшей палатке. Он долго не мог расстегнуть непослушными пальцами вход в палатку. Наконец ему удалось просунуть голову внутрь, и он прохрипел:

— Утонул корабль!

Ему пришлось повторить эту фразу несколько раз, прежде чем перепуганные спросонья обитатели палатки поняли его.

Датское судно «Капитан Нильсен» с грузом песка шло в Брисбен. Внезапно на повороте масса песка в трюме сдвинулась, и корабль перевернулся. Громадный пузырь воздуха удержал его на плаву. Над водой китовьей спиной виднелось днище.

Вахтенные погибли. Но те, кто спал в кубриках, остались живы. Пробуждение их было незавидным. В одно мгновение пол стал потолком, и несколько минут матросы пытались в абсолютной темноте выкарабкаться из-под свалившихся на них одеял, мебели, одежды. Их было тринадцать человек: они не знали, жив ли кто-нибудь, кроме них.

Вода понемногу просачивалась снизу, уплотняя воздушный пузырь. С каждой минутой становилось труднее дышать.

— Лучше бы сразу погибнуть, — сказал кто-то, — чем мучиться здесь...

Ему в темноте ответил Эрик Паулсен, самый молодой из матросов:

— Воздуху может хватить на несколько часов. Если, конечно, мы не будем разговаривать и двигаться. К тому времени нас могут заметить и спасти.

Мало кто всерьез поверил Эрику, но разговоры прекратились.

Прошло полчаса, еще пятнадцать минут... Ожидание становилось невыносимым. Даже если их и заметят, — а заметят не раньше рассвета, — как догадаются люди, что внутри есть живые? Да и дожить ли до рассвета?

Вода продолжала прибывать. Правда, медленнее, чем вначале.

— Я выберусь наружу, — сказал вдруг Эрик Паулсен.

— Не сходи с ума. Тебе не выйти.

— Если я не попробую, все погибнем.

— Мы и так погибнем.

Эрик уже не слушал. Он медленно пробирался к трубе, которая вела на палубу. Вот и вход в нее. Эрик втиснулся в трубу. Каждое движение отнимало силы. Казалось, легкие вот-вот разорвутся от недостатка воздуха. Но Эрик полз. Еще движение — и руки коснулись воды. Эрик попытался глубоко вздохнуть, но воздух в трубе содержал еще меньше кислорода, чем в кубрике. Путешествие под водой казалось бесконечным. Уже в полубеспамятстве он выбрался из трубы. Потом Паулсен так и не смог вспомнить, как он прополз последние метры...

Он выбрался на днище корабля. Больше всего на свете ему хотелось улечься под свежим ветерком на шершавом днище, ни о чем не думать и дышать, дышать...

Паулсен заставил себя подняться. Вдали перемигивались огоньки. Там земля. Несколько мгновений матрос не мог заставить себя нырнуть. Он ненавидел теплую черную воду, чуть не задушившую его. И он знал, как мало шансов у него доплыть до земли — акулы, невидимые ночью, резали бухту плавниками, ждали добычу...

Эрик нырнул — двенадцать товарищей ждали его. Двенадцать человек погибнут, если он не доплывет до берега, если не воспользуется единственным шансом. Пять километров плыл он в полной темноте — ведь двенадцать товарищей ждали помощи.

А между тем два механика, изолированные от остальных моряков в машинном отделении, сумели выбраться наружу. Когда они ползли к трюмному люку, то слышали, как стучат в стенку запертые товарищи. Но они решили, что ничем не смогут помочь им, а потому, выбравшись на днище «Капи

тана Нильсена», улеглись на нем; ожидая утра и спасения. А в это время Эрик еще плыл к берегу...

Через несколько минут после того, как Паулсен разбудил обитателей палатки, никто уже не спал в палаточном городке. Люди бежали к лодкам, катерам, заводили моторы и поднимали паруса. Затрещал над палатками вертолет.

Эрик не соглашался уехать в госпиталь, пока не объяснил спасателям, как быстрее всего добраться до кубрика, как найти трубу, по которой он выбрался.

Рассвело. В бинокль можно было разглядеть днище корабля и две точки на нем — механиков, ожидающих спасения.

Вертолет доставил к кораблю трех водолазов. Они постучали в днище. Никто не откликнулся. Врач достал стетоскоп и выслушал корабль, как сердце больного. Но ни звука не доносилось оттуда. Водолаз Энгвирда решил все-таки пробраться внутрь.

— Больше у нас нет способов убедиться в том, что люди еще живы.

Энгвирда повторил путь Эрика. Он без труда нашел люк, через который выбрался матрос.

На яхтах и катерах, собравшихся вокруг днища «Капитана Нильсена», с нетерпением и надеждой ждали его возвращения.

Водолаз поднял маску.

— Срочно нужен кислород! Они стоят по колено в воде, поддерживая друг друга. Некоторые уже потеряли сознание. Срочно нужен кислород!

Во втором путешествии водолаза сопровождали два других с кислородными баллонами и аквалангами.

Энгвирда покинул кубрик последним. Уже наверху один из спасенных сказал ему:

— Никто из нас не думал, что спасется. Если бы Эрик не доплыл до берега... юрий МИТИН