Вокруг света 1965-08, страница 26

Вокруг света 1965-08, страница 26

Цр рофессор Канараки, директор Археологического

Ш; музея в румынском городе Констанца, сидел за "" письменным столом у себя в кабинете среди обломков мрамора и древних искалеченных фигур, изнывая от сентябрьской жары, как вдруг распахнулась дверь и в кабинет вбежал, едва переводя дыхание, молодой парень в комбинезоне.

— Там... Экскаватор.. Яма... Цветные плитки...

Профессор забыл о жаре и поспешил к месту работ. На дне шестиметрового котлована он увидел остатки древней многокрасочной мозаики. Работы были приостановлены, а несколько дней спустя стало ясно, что на этом месте строить уже не придется.

поселением, одним из укрепленных пунктов на восточных окраинах Римской империи, где стоял гарнизон легионеров и сам черт говорил «спокойной ночи». Но разве могло в подобной захудалой местности возникнуть сооружение, украшенное столь прекрасной мозаикой? Причем последующими раскопками было доказано, что эта мозаика украшала даже не дворец какого-нибудь аристократа, а здание... торговой биржи.

А после Iочного обмера извлеченных из котлована фундаментов оказалось, что поверхность зала биржи составляла 2 тысячи квадратных метров и, следовательно, покрывавшая пол биржи мозаика оказа-

РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОРОДА ТОМЫ

В десятке метров от места, где обнаружена мозаика, находятся площадь и памятник Овидию, тому изысканному римскому поэту, мастеру любовных элегий, которого в восьмом году нашей эры император Август приговорил к изгнанию и выслал в город Томы, что на берегу Понта Эвксинского — Гостеприимного моря. Именно поэтому, наверное, историки были убеждены, что Томы был лишь жалким

открытие

ПРОФЕССОРА КАНАРАКИ

БИНЬКОВСКИЙ, польский журналист

лась самой большой из всех известных до сих пор мозаик древности

И это в захолустном, провинциальном городке! История была явно несправедлива к Томам, а Овидий, оказывается, жил в приличных условиях. И профессор Канараки стал действовать.

ЭПИДЕМИЯ БИТЫХ ЧЕРЕПКОВ

Канараки и его сотрудники понимали, что, действуя в одиночку, многого не добьешься. Они отправились в путешествие по Добрудже, разъясняя строительным рабочим и крестьянам все значение археологических открытий для науки. Везде, где только было можно, они читали лекции об истории Румынии, о древностях, скрытых в земле. Они просили тщательно хранить любой найденный в земле предмет — будь то кусочек кости или разбитый кувшин — и тотчас же сообщать о всякой находке в музей.

Археологи в го время и не могли представить себе, что вызывают к жизни археологическую эпидемию. В музей непрерывно стали поступать разные сообщения, порой пустячные, но иногда очень важные, в кабинет Канараки вереницей потянулись люди с обломками амфор и кремневыми ножами, бронзовыми кинжалами и обломками статуй — короче, со всем тем непонятным, что заскрежетало под лопатой.

В деревне Комана несколько членов сельскохозяйственного кооператива обнаружили могилу, в которой, кроме человеческих костей, оказались какие-то кувшины и ножи. Крестьяне срочно сообщили о находке з музей и с нетерпением стали ждать прибытия профессора Канараки. Всю ночь между крестьянами шел спор — кто первый обнаружил могилу: каждый хотел, чтобы честь открытия принадлежала

24