Вокруг света 1965-09, страница 65

Вокруг света 1965-09, страница 65

ко шевеля губами. Раз или два он энергично кивнул.

Потом он отложил листки, откинулся на спинку стула и закрыл глаза. Но вот он вздохнул и вновь открыл глаза.

— Все так, — сказал он. — Все сошлось. Все эти неувязки, приводившие меня в недоумение. Все, что казалось мне несколько неправдоподобным, теперь все встало на свои места.

Он вдруг вскочил.

— Мой друг, вы помните, как мадемуазель Ник говорила, что ей всегда хотелось поставить в Эндхаузе пьесу? Так вот сегодня в Эндхаузе состоится спектакль. Но режиссером будет Эркюль Пуаро. Для мадемуазель Ник в нем тоже отведена роль. Видите ли, это будет пьеса с привидениями. Да, с привидениями. В Эндхаузе никогда еще не бывало приведения. А нынче оно там появится.

ПУАРО СТАВИТ ПЬЕСУ

Прелюбопытная компания собралась этим вечером в Эндхаузе.

Как только я пришел, меня ввели в столовую, и, оглядевшись, я сообразил, что здесь находятся все лица, включенные Пуаро в его список, начиная от «А» и кончая «3».

Здесь была даже миссис Крофт, полулежавшая в каком-то подобии инвалидного кресла. Она улыбнулась мне и кивнула головой.

— Не ожидали, а? — спросила она весело. — Это все мосье Пуаро придумал. Садитесь тут, капитан Гастингс. Не по душе мне почему-то это дело, да вот мистер Вайз очень уж настаивал.

— Мистер Вайз? — спросил я с некоторым удивлением.

Чарльз Вайз стоял возле камина. Пуаро что-то негромко и серьезно говорил ему.

Я обвел взглядом комнату. Да, здесь собрались все. Впустив меня в дом (я опоздал на минуту или на две), Эллен заняла свое место на стуле возле двери. На другом стуле, напряженно выпрямившись и тяжело сопя, сидел ее супруг.

Остальные расположились вокруг стола. Я сел в сторонке, около миссис Крофт. Но вот, в последний раз кивнув головой собеседнику, Чарльз Вайз занял место во главе стола,

а Пуаро скромно уселся около Лазаруса.

Молодой адвокат откашлялся и встал. На вид он был такой же, как всегда, бесстрастный, чопорный и равнодушный.

— Наша сегодняшняя встреча, — заговорил он, — происходит в нарушение всех правил. Однако нас вынуждают к тому особые обстоятельства. Я, разумеется, имею в виду те обстоятельства, при которых произошла смерть моей кузины, мисс Бак ли, ибо не приходится сомневаться, что она была отравлена, причем отравлена злонамеренно.

В обычных случаях волю усопшего объявляют после похорон, однако, идя навстречу настойчивому пожеланию мосье Пуаро, я собираюсь прбчесть завещание мисс Бакли до этой печальной церемонии. Вот почему вы все приглашены сюда.

Обстоятельства, при которых завещание попало ко мне в руки, также несколько необычны. Хотя оно датировано февралем этого года, я получил его только сегодня утром. Однако завещание, бесспорно, написано рукой моей кузины. В этом у меня нет никаких сомнений. И невзирая на то, что документ составлен не по форме, он должным образом засвидетельствован.

Вайз помолчал и снова откашлялся.

Все не сводили глаз с его лица.

Из длинного конверта он вытащил исписанный листок бумаги. Мы увидели, что это обыкновенный почтовый бланк Эндхауза.

— Завещание невелико, — сообщил Вайз. И после приличествующей случаю паузы начал читать: — «Завещание и последняя воля Магдалы Бакли. Настоящим велю оплатить все расходы, связанные с похоронами и погребением. Кузена моего Чарльза Вайза назначаю своим душеприказчиком. Все, чем я владею в день смерти, завещаю Мильдред Крофт в знак благодарности за те ничем не оценимые услуги, которые она оказала моему отцу, Филиппу Бакли. Подписано: Магдала Бакли Свидетели: Эллен Уиль-сон, Уильям Уильсон».

Я был ошеломлен. Наверно, точно так же были поражены все остальные. Лишь миссис

Крофт спокойно и задумчиво кивала головой.

— Все так и есть, — сказала она тихо. — Правда, мне не хотелось особенно болтать... Филипп Бакли жил в Австралии, и если бы не я... ну да ладно, не стоит об этом. Тайна пусть тайной и остается. Хотя она знала, Ник, то есть. Наверное, отец ей рассказал. Мы приехали сюда, чтобы взглянуть на это место. Мне всегда было интересно, что же это за Эндхауз, про который нам столько рассказывал Филипп Бакли. И вдруг оказывается, ей, голубушке, про все известно и она просто не знает, как нас отблагодарить. Сначала она хотела, чтобы мы поселились вместе с ней в доме. Право. Только мы не согласились. Тогда она нас уговорила снять этот флигель, но, между прочим, никакой платы она с нас не брала, ни пенни. Мы, правда, делали вид, что платим ей, чтоб люди не болтали, — да только она все нам возвращала. А теперь еще это!

Все были так потрясены, что не могли сказать ни слова. Пуаро взглянул на Вайза.

— Вы слышали хоть что-нибудь об этом?

Вайз покачал головой.

— Я знал, что Филипп Бакли жил в Австралии. Но я никогда не слышал, чтобы он был замешан в какую-нибудь нехорошую историю.

— Я полагаю, мистер Вайз, — заговорил Пуаро, слегка наклоняясь в его сторону, — что как ближайший родственник вы могли бы оспаривать это завещание? Дело идет, насколько мне известно, о колоссальном состоянии, а когда завещание писалось, его еще не было и в помине.

Вайз холодно посмотрел на него.

— Завещание абсолютно законно. Я и не подумаю оспаривать распоряжение моей кузины.

— Вы честный малый, — одобрительно сказала миссис Крофт. — Я позабочусь, чтобы вы не пострадали.

Вайза передернуло от ее щедрого, но несколько бестактного посула.

— Ну, мать, — заговорил мистер Крофт, и, несмотря на все старание скрыть радость, в голосе его прозвучали ликующие нотки. — Вот уж сюрприз

62