Вокруг света 1965-09, страница 78

Вокруг света 1965-09, страница 78

Самоа, Бали и других островах Океании, ее имя стало известным мировой науке, но ученого все время тянуло на остров ее первой экспедиции. И вот в 1953 году Маргарет Мид вновь среди жителей Мануса. Она живет в той же деревне, разговаривает с теми же, кто обучал ее местным обычаям и языку четверть века назад.

Многое изменилось на острове. Островитяне за эти короткие десятилетия совершили гигантский прыжок из каменного века в двадцатый.

«Жители Пери не хуже других разбираются во всех тонкостях современных событий, их способности ничуть не ниже способностей людей высокомерного Запада», — говорит Маргарет Мид.

Ученые, собравшиеся в 1964 году в Москве на VII конгрессе антропологов и этнографов, с интересом выслушали сообщение Маргарет Мид о проблемах дальнейшего развития этнографии.

Сразу же после конгресса Маргарет Мид снова отправилась на остров Манус.

Экспедиция продолжается.

Л. КОРОЛЕВ

X И М Б А

Случай помог экспедиции южноафриканских этнографов открыть ранее неизвестное африканское племя химба. Стихийное бедствие — катастрофическая засуха — вынудила жителей племени покинуть свои жилища в горах и спуститься в долину, где их и увидели ученые. По словам исследователей, химба очень низкорослы. Их орудия охоты изготовлены главным образом из белого кварца и, кажется, со времен каменного века не подверглись серьезному усовершенствованию.

Сейчас этнографы готовят специальную экспедицию в горы, где обитают химба, чтобы на месте изучить их нравы, обычаи и образ жизни.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА - ТАТУИРОВКА

В конце XIX века один европейский путешествен-ник проник во внутренние области Конго, в то время еще слабо изученные. Неожиданно выяснилось, что за 20 лет до него в этих же местах побывала экспедиция немецкого ученого Виссмана.

Случайно у путешественника оказалась книга, изданная Виссманом, в которой была фотография бывшего вождя племени. Путешественник показал это изображение старикам, однако никто не признал на фото покойного вождя.

Тогда путешественник предложил старейшинам самим нарисовать портрет вождя. Быстро освоившись с карандашом, они охотно набросали на листе бумаги чрезвычайно схематичное лицо человека, но зато весьма тщательно изобразили все детали татуировки.

В то время в Европе немногие этнографы знали, насколько важную роль играет у африканцев татуировка — вернее, рубцы, остающиеся после надрезов. Именно эти рубцы дают возможность безошибочно определить принадлежность человека к тому или иному племени, а подчас даже место, которое он занимает в племенной иерархии. А на фотографии Виссмана татуировки не было заметно. И старейшины, конечно же, не могли признать за вождя человека, на лице которого отсутствовали символы власти.

ПАССАЖИР «МАГГА ДАНА»

С тех пор как Мари-Луиз Стивенсен покинула родину — округ Во в Швейцарии, — прошло ни много, ни мало 70 лет. А как ей хотелось все эти годы услышать родную речь, узнать, что происходит в краю ее детства! Но где там — разве часто попадают ее земляки в заброшенную на край света Тасманию? А самой ехать в Европу — на это трудолюбивая женщина не смогла скопить денег за всю свою долгую жизнь

Но вот однажды в тасманийском порту Хобарт появился французский корабль. Он вез полярников на антарктическую станцию Дюмон-Дюрвиль. И пока судно стояло в порту, в обычно тихом доме Мари-Луиз звучала французская речь. Потом исследователи уехали; но ровно через год новая смена полярников снова привезла с собой в провинциальный Хобарт кусочек далекой Европы.

Так и повелось, что дом старушки Стивенсен стал настоящей «перевалочной базой», «почтовым отделением» и пунктом сбора французской антарктической экспедиции. Ее радушием пользовались те, кто закончил зимовку, кому Мари-Луиз предлагала первый после длительного перерыва городской комфортабельный кров, и те, кто еще только готовился к долгой полярной ночи на ледяном континенте.

И полярники решили отплатить добром за добро.

Восьмидесятилетняя старушка была зачислена... участником Французской антарктической экспедиции. Ее пригласили равноправным членом на борт возвращавшегося из экспедиции судна «Магга Дан». Свой восемьдесят первый год рождения Мари-Луиз отпраздновала в Европе, в кругу родственников, в милой ее сердцу Швейцарии. Дни «отпуска» старейшего «полярника» пролетели быстро, и новым рейсом корабля со сменой экспедиции она вернулась в Хобарт. «Полярная база Мари-Луиз» возобновила работу.

75