Вокруг света 1965-11, страница 75

Вокруг света 1965-11, страница 75

Бывалые и опытные охотники научили нас особенному приему. Завидев приближающихся в поисках подружек гусей, мы приседаем на открытом месте и, сидя на корточках, ритмично и плавно машем над головою раскинутыми руками. Эти плавные, похожие на взмахи крыльев движения неизменно привлекают внимание пролетающих птиц. Сделав широкий круг, гуси обычно тянут прямехонько на спокойно ожидающего стрелка.

Застрелить налетевшего вплотную гуся, разумеется, нетрудно. Слышно, как щелкнет дробь по перьям, как, кувыркаясь в воздухе, мгновенно утратив изящную свою ловкость и красоту, одна за другой грузно падают на землю подстреленные птицы.

Странное дело, охота здесь как бы утратила свою обычную привлекательность. Жалко убивать прекрасных доверчивых птиц, после великого и опасного путешествия вернувшихся на родину, радостными голосами своими ожививших застывшую и мертвую страну.

Выходя в тундру, редко беру с собою ружье. Подманив доверчивых птиц, быстро поднимаюсь во весь рост, громко хлопаю в ладоши. Испуганно забирая крылами, гуси исчезают в небе.

Начало лета

льда двинулось к югу. Темная грозовая туча стояла над южной частью Таймырского озера, сбрасывавшего с себя ледяные оковы. Странная ярко-лиловая молния сверкнула вдруг, ослепив глаза, глухо пророкотал гром. Никогда еще не доводилось мне вм/теть летнюю грозу в Арктике. Странно было слышать в этой холодной стране первую грозу, возвещавшую начало полярного лета. Быстрее и быстрее надвигалась туча, на глазах наших раскалывался и уносился ветром лед, над ледяными полями вспыхивали лиловые молнии.

Олени

под напором

Весь день полон перемен и событий. Утром собирались в дальний поход к восточной, неисследованной части озера, готовили шлюпки и снаряжение, рассчитывая пробираться у берега каемкой открытой воды. К вечеру все вдруг неузнаваемо переменилось: двинулся лед, и перед самыми окнами нашей зимовки, словно в сказке, выросла ледяная хрустальная гора. Освещенная полуночным солнцем, нависла густая лиловая туча, и над озером, покрытым посиневшим льдом, вдруг засияла, дугою перекинулась с берега на берег многоцветная радуга, как бы предсказывая перемену в погоде. Зрелище этой чудесной радуги было необычайно.

Хлестал крупный ледяной дождь, сильного ветра кипела и волновалась в сузившихся заберегах холодная вода.

Днем мы ходили ловить в маленькой бухточке рыбу. Крошечным неводом-волокушей в одну тоню вытащили несколько десятков крупных сигов и целую кучу серебристых скользких хариусов, прижимавшихся к самому берегу. Рыба живым трепещущим серебром наполняла мотню волокуши. Множество рыбы лед прижал к берегу, загнал в бухту; вода кипела живою рыбой. Каждый заброс волокуши приносил обильный улов. Не обращая внимания на ветер и холодный дождь, весь день продолжали ловить рыбу в запас.

Вечером, попечением нашего повара Михайлыча, мы лакомились и грелись «многоэтажной» ухой, испробо- ~ — — вать которую доводилось лишь немногим рыболовам.

Все жесточее и жесточее нажимал ветер, дощатые стены барака дрожали и колебались. Взглянув в забрызганное дождем окно, я увидел, как от берега к берегу по огромному полю льда зигзагами, уходя вдаль, побежала черная трещина, неизменно и быстро расширяясь. Разбитое ветром, огромное поле

Выходя в тундру, почти всякий раз видим оленей. Робкие животные пасутся у подножья каменных останцов, на склонах пологих холмов, в долинах рек, во всех направлениях пересекающих тундру. К пасущимся диким оленям трудно подойти близко. Человеку в тундре нелегко укрыться. Лишь изредка, скрываясь за выступами каменных останцов, удается накоротке^ наблюдать оленей. Спокойно бродят они небольшими дружными табунами, то поднимая, то опуская головы, украшенные ветвистыми рогами. Окраска их меха сливается с окраскою тундры.

Малейшее дуновение ветра доносит до оленей запах человека. Сторожко поднимают они свои красивые головы. В бинокль можно увидеть, как кидаются животные в бегство, исчезают за холмами пустынной тундры.

В просторах Таймырского полуострова еще сохранились многочисленные оленьи стада. Подобно пролетным птицам, весною совершают они долгий и трудный путь на новые пастбища, в холодный край, никогда не посещавшийся человеком. Здесь олени были в безопасности от охотников, подстерегающих их на берегах озер и рек. Несомненно, дикие олени, в великом множестве приходившие каждое лето на пастбища в эту страну, сохранились благодаря ее недоступности.

Я не знаю и не видел животных более кротких и беззащитных, чем северный олень. В прекрасных темных глазах оленя — скорбь и покорность мученика. У северных оленей множество врагов, начиная от злых оводов, в летние месяцы преследующих стада, и кончая волками. На огромное пустынное клад

73

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Дикие животные на таймыре

Близкие к этой страницы