Вокруг света 1965-12, страница 59

Вокруг света 1965-12, страница 59

Эксперимент шел как по маслу, и появившаяся акула уже нацелилась на рыбу, как вдруг появилась еще одна. Разыгравшаяся между ними битва была такой быстротечной, что прямо над головой я видел только мелькание серых спин и белых животов. Снимки получились отличные...

Однажды Майк вошел ко мне, неся тяжелый ящик. Он откинул крышку, и я увидел две небольшие бронзовые пушки. Они были сильно изъедены морем и временем, а в тех местах, где волны отполировали металл, ярко блестели. Пушки наверняка были очень старыми.

— Вы нашли затонувший корабль! — воскликнул я. Как и всякий подводный пловец, я годами мечтал об этом.

Майк приподнял свои маленькие пушки и показал мне то, что лежало под ними. Вначале мне показалось, что это большие куски коралла. И только через несколько секунд я понял, что передо мной самое настоящее сокровище! На дне ящика лежали слипшиеся серебряные монеты. Они были сцементированы в тридцатифунтовые глыбы. Когда мы разломили одну из них, то увидели, что монеты внутри совсем новенькие, будто их только вчера отчеканили.

Мы отобрали несколько лучших образцов и показали нумизматам. Оказалось, что это рупии, отчеканенные в год сорок пятый правления моголь-ского императора Аурангзеба, который царствовал в Индии с 1658 по 1707 год. Эти монеты из северо-западной Индии имели хождение по всей Азии.

Возможно, корабль был государственным судном, отвозившим на Цейлон деньги для уплаты чиновникам. А может быть, это был торговый корабль, шедший к островам за пряностями.

Поиски следовало продолжить.

Рисунки И. КЛИМЕНКО

■Мы решили, что нам нужно судно, на котором могло бы разместиться все наше оборудование. Такое судно мы купили в Коломбо. Называлось оно «Ран Мухту», что значит по-сингалезски «Жемчуг и золото».

Но в начале 1963 года, за четыре месяца до новой экспедиции, я попал в аварию и некоторое время частично парализованный лежал в больнице. Вскоре, однако, я снова научился ходить и даже плавать, хотя и очень медленно.

...План нашей экспедиции был следующим. Как только погода позволит, Майк, Родни и два матроса — Мартин и Лаза — выйдут на «Ран Мухту» из Коломбо и подыщут безопасную гавань неподалеку от рифа. Я присоединюсь к ним, и мы начнем работу.

Но, еще не начавшись, экспедиция чуть не закончилась. От гибели ее отделяли в буквальном смысле доли миллиметра. Несколько дней — и «Ран Мухту» со всеми Находившимися на борту взлетел бы к небесам. На корабле было полдюжины заряженных баллонов для аквалангов. В этом никакой опасности не было. Но на баллонах лежали батареи, и капли кислоты разъедали стальную оболочку баллонов. Когда мы случайно обнаружили опасность, металл был уже изъеден так глубоко, что мы даже не смели вздохнуть, пока не выпустили из баллонов воздух...

Перед началом подводных работ пришло письмо от археолога Питера Трокмортона, который сообщал нам, что работал на подъеме затонувших кораблей в Средиземном море, и спрашивал, нет ли у нас каких-либо сведений о перспективах подводной археологии у берегов Цейлона. Мы решили пригласить его в нашу экспедицию, и вскоре он вылетел в Коломбо.

Я был еще не в форме и оставался на берегу. Вы можете себе представить, с каким нетерпением я ожидал возвращения моих товарищей из первого поиска.

Майк рассказал мне, что они поставили «Ран Мухту» на якорь между рифом и берегом. И прямо под нашим судном находились останки старинного корабля. Корабль был нагружен бутылками с содовой и бренди. В некоторых из них, совершенно целых, сохранилась подозрительная на вид янтарная жидкость, которую они не рискнули попробовать.

Мы поставили в известность руководителя департамента по археологии на Цейлоне доктора Годакумбуре и получили от него разрешение проводить подводные раскопки.

Во время тщательных поисков было обнаружено множество самых разнообразных предметов. Питер нашел десять сросшихся вместе пушек. Одна из них была настоящей длинной пушкой, а остальные оказались канонадами — короткими пушками, использовавшимися на военных кораблях той поры. Вечерами мы перезаряжали камеры, заряжали баллоны аквалангов, осматривали оборудование и занимались множеством мелких, но нужных дел. Питер же часами разбирал

73