Вокруг света 1966-01, страница 36

Вокруг света 1966-01, страница 36

кощм

тжют

И. ГОРЕЛОВ

Сегодня я хочу поговорить с вами о рабочих-гостях, другими словами, о тех иностранцах, кто ищет в нашей стране работу. Их почти уже миллион, и большинство из них приехало из Италии. Для всех этих рабочих по-прежнему неразрешимой остается проблема жилья. Домовладельцы же бесстыдно пользуются таким положением, сдавая по повышенным ценам непригодные для жилья комнатушки.

Несколько лет назад я уже беседовал об этом с федеральным канцлером. Но, пожав плечами, канцлер ответил мне, что у него нет денег на строительство жилья для иностранных рабочих. Можем ли мы, однако, забывать о том, что среди этих рабо-чих-гостей двести пятьдесят тысяч — строители, что именно они построили для нас множество удобных домов, что именно они внесли значительную лепту в создание нашего процветающего общества!

С приездом каждых семидесяти тысяч рабочих уровень нашей жизни повышается на один процент. Таким образом, 12 процентами нашего национального дохода мы обязаны этим рабочим-гостям. Справедливость требует, чтобы мы подумали, наконец, о них».

Вот такую странную речь произнес перед паствой Франкфурта-на-Майне кардинал Фринкс. Проценты, цифры, национальный доход — не правда ли, странные все это слова для церковной проповеди? Зато совсем не странно, что кардинал Фринкс решил «сегодня поговорить» о рабочих-гостях.

Не сегодня и не вчера всплыла эта проблема — газеты и журналы Запада вот уже несколько лет так и этак поворачивают, обсуждают, комментируют проблему эмиграции. Одни из них вслед за кардиналом пытаются вести разговор на сентиментальной ноте: «можем ли мы», «справедливость требует» и т. д. Другие, анализируя экономическую подоплеку, приходят к единому мнению: торговля рабочими руками — еще одна промышленно-финансовая операция, проводимая крупнейшими монополиями

По материалам зарубежной прессы.

Европы. Для них эмигранты — дешевая рабочая сила и, как следствие, высокие доходы. Жалкое положение эмигрантов вовсе не результат стечения обстоятельств или чьей-то «забывчивости». Какие же здесь могут быть разговоры о том, чтобы «подумать, наконец», об эмигрантах, если подобная забота способна подорвать всю выгоду гигантской операции?

Масштабы эмиграции поразительны — в этот процесс вовлечены миллионы людей. Точная цифра скитальцев не известна, однако достаточно сказать, что в середине шестьдесят пятого года римские газеты писали о двух с половиной миллионах только итальянских эмигрантов. Растет не только количество импортированной рабочей силы, но и ее состав. Не ограничиваясь рабами европейскими, монополии ФРГ, к примеру, вербуют рабочих в Иордании, Марокко, Турции, Греции и даже набирают горняков в Японии и Южной Корее.

Гигантские масштабы эмиграции рождают не менее гигантские масштабы прибылей. Все, кто так или иначе причастен к новейшему «переселению народов», стремятся урвать свой кусок пирога. «Экономическое чудо», о котором столько писалось на Западе, во многом сработано импортированными руками. Впрочем, заправилы капиталистического общества получают выгоду не только от дешевизны цен на эти руки, но и от экономии на зарплате, выплачиваемой своим собственным рабочим. Легче держать ее «в умеренных пределах», если за воро

34