Вокруг света 1966-01, страница 49

Вокруг света 1966-01, страница 49

П омните?

...Три дня они шли по джунглям, не встречая следов людей. Наконец остановились. Здесь, на берегу реки Арипуанан, индейцы племени цинта ларга не будут мешать белым людям — добытчикам каучука, а белые люди не будут мешать им.

Ну, а потом прилетел самолет. Он сел невдалеке от нового поселения индейцев, и из него вышли пятеро. Ночью они окружили деревню со всех сторон — оборудовали на деревьях пулеметные точки.

На рассвете племя проснулось от взрывов гранат. В панике индейцы бросились к реке, к джунглям. Но отовсюду их встречал пулеметный огонь. Когда все было кончено, пятеро сели в самолет. Решили проверить, не схоронился ли в джунглях хоть один индеец. Нет, не схоронился...

Об этом преступлении в джунглях бразильского штата Мату Г россу, совершенном по приказу владельцев каучуковых фабрик, мы уже рассказывали нашим читателям в заметке «Свидетелей не осталось», которая была * помещена в третьем номере журнала за 1965 год. Там же говорилось и о том, что д-р Ноэль Нунтельс, руководитель Службы защиты индейцев, сделал попытку расследовать это преступление. Попытка с самого начала была обречена на неудачу. Не потому, что трудно было найти преступников — они были известны с самого начала, • а потому, что слишком могущественны и

Аоктор Аталиба Беллиззи провел среди бразильских индейцев два года. Он знаком с 23 различными племенами, изучил два наречия — каяпо и тупи.

— Я хорошо знаю племя цинта ларга. Его люди никогда и ни на кого без причины не нападут. Это очень добрый народ. Они убивают зверей и ловят рыбу ровно в таком количестве, которое им нужно для пропитания, не больше. Они ненавидят кровопролитие. Красный цвет для них — цвет радости. Красным порошком уруцу они красят свои пояса и посыпают пищу. Им противна сама мысль о том, что этот цвет можно ассоциировать с цветом крови и смерти.

неуязвимы для правосудия люди, посылающие своих агентов на «работу» в джунгли. Цепочка от тех пятерых «десантников» неумолимо тянется вверх; она ведет в банки и конторы магнатов, держащих в своих руках не только промышленность, но и всю страну.

Тем не менее неудачное расследование имело все же и свою положительную сторону: оно привлекло внимание самой широкой общественности к трагической судьбе индейцев Бразилии.

Заметки английского журналиста Стефана Барлея как бы продолжают расследование дела об убийстве в Мату Гроссу. Стефан Барлей задался целью ответить лишь на один вопрос, столь часто и далеко не бескорыстно за

Бразильский дипломат, с которым мне довелось встретиться, тоже хорошо знает жизнь индейцев и уверен в невиновности несчастного племени. Вот первая фраза, которую он сказал, узнав о трагедии на Арипуанане: «Здесь замешаны серингейрос»!

Серингейрос — это люди, занимающиеся рубкой каучуковых деревьев и продажей их промышленникам и экспортерам. Доктору Ноэлю Нунтельсу удалось установить, что один такой промышленник нанял пятерых бандитов, уплатив им 800 долларов за «очистку» территории от поселившихся на ней индейцев. Он считал, что его серингейрос будут бояться индейцев, а следовательно, хуже работать.

даваемый добровольными адвокатами убийц: «А почему вы думаете, что не индейцы напали первыми на белых?»

Встречи с людьми, знающими племя цинта ларга, как, впрочем, и другие племена этого района Бразилии, позволили журналисту с полной уверенностью сделать один лишь вывод: нет, тысячу раз нет! Убийство целиком и полностью лежит на совести каучуковых промышленников и их наемных агентов.

Стефан Барлей не приукрашивает и не романтизирует жизнь и быт индейцев. Он утверждает лишь одно: несмотря на всю отсталость этого образа жизни, индейцы свято хранят свое достоинство и честь, свято чтят справедливость

СТЕФАН БАРЛЕЙ

Когда на территории, где добывается каучук, происходит какое-либо передвижение, серингейрос перебираются на новые места или индейцы строят новые деревни — тогда затруднения неизбежны. Прежде всего индейцы не понимают, почему это кому-то необходимо портить деревья. Они считают, что в этом есть что-то зловещее, направленное против них самих. Они устанавливают слежку за серингейрос и подглядывают за ними из-за деревьев. Конечно, это пугает добытчиков, особенно если учесть, что индейцы все время держат наготове луки и стрелы. И тогда промышленники посылают вооруженных людей для «защиты» своих серингейрос.

47